Эстония не предъявляет территориальных претензий к России и не требует компенсаций за ущерб, причиненный ей Советским Союзом, заявил президент Эстонии Арнольд Рюйтель в интервью газете "Известия".
Говоря о причинах отзыва Москвой подписи под договором о границах с Эстонией, он затруднился сказать, что было истинной целью этого шага, обострившего отношения между двумя государствами.
Поводом для отзыва подписи стала преамбула, в которой эстонский парламент, ратифицируя договор, упомянул принципы Тартуского мирного соглашения. Но этим упоминанием Эстония не предъявляла территориальных претензий и не требовала никаких компенсаций за ущерб, который был причинен ей Советским Союзом, подчеркнул Рюйтель.
Кроме того, отвечая на вопрос о том, можно ли дать гарантии того, что Эстония не будет требовать выплат компенсаций после признания Россией факта оккупации страны, он отметил, что к 1939 году уровень развития Эстонии и Финляндии был примерно одинаковым, а в настоящее время его республика значительно отстает. По его мнению, причина этого кроется в том, что Эстония полвека не развивалась как самостоятельное государство.
Нынешнее правительство, ни парламент, ни президент не принимали решения о предъявлении материальных претензий к России, заявил Рюйтель, добавив, что всегда найдутся политические силы, которые будут об этом напоминать и предъявлять претензии - независимо от того, извинится Россия или нет.
Президент Эстонии считает, что проблемы в отношениях России и стран Балтии возникают из-за того, что диалог между ними не ведется на равноправной основе. Говоря о положении нацменьшинств в Эстонии, Рюйтель заявил, что оно соответствует международным требованиям в области прав человека.
Факты: В документы о территориальных претензиях к России, одобренные эстонским парламентом, включен пункт, по которому остаётся в силе Тартуский мирный договор от 1920 года. По этому соглашению Эстонии переходила часть земель в Ленинградской и Псковской областях.
МИД России на все заявления эстонской стороны заявлял, что ввод дополнительных частей Красной Армии и присоединение Эстонии к Советскому Союзу не вступали в противоречие с нормами действовавшего в то время международного права, и претензии на это счет безосновательны.