Минфин подготовил новый законопроект о налоговой амнистии. В нем, по словам представителей финансового ведомства, учтены пожелания избирателей, то есть налогоплательщиков. К предыдущему варианту у экспертов и бизнес-сообщества было слишком много претензий. Главная из них – амнистия не исключала возможности дальнейшего преследования властями человека, легализовавшего свои сбережения. Сейчас Минфин уверяет, что этот "недостаток" устранен. "Самое главное - это опасения дальнейших преследований, и мы их сняли", - сказал в интервью агентству Интерфакс замминистра финансов Сергей Шаталов.
По его словам, после того, как правительство утвердило первый вариант законопроекта, была создана рабочая группа для доработки документа. "Мы привлекли Высший арбитражный суд и Главное правовое управление администрации президента. В результате мы подготовили новый законопроект. Он даже не потребовал внесения изменений в Уголовный кодекс, как это было раньше. Но он автоматически освобождает от уголовной ответственности, как мы и хотели, - говорит Сергей Шаталов. - Мы предполагаем, что внесения средств на счета в российские банки не потребуется, нужно будет просто задекларировать доходы и уплатить сбор. Благодаря этому граждане смогут задекларировать не только те денежные средства, которые можно принести и положить в банк, но и те, которые вложены в недвижимость или куда-нибудь еще. В Налоговый кодекс мы внесем поправку о том, что суммы, в отношении которых все процедуры соблюдены, не включаются у граждан в налоговую базу по подоходному налогу, а у индивидуальных предпринимателей - и в базу по единому социальному налогу".
Пока эксперты затрудняются дать оценку новому варианту амнистии – текста-то еще никто не видел, вся информация только со слов представителей Минфина. Но каков бы ни был этот документ в итоге, его судьба зависит совсем от других обстоятельств, нежели от качество текста. Самое главное, о чем стоит говорить, это уровень доверия между властью и населением, властью и бизнесом. Если люди, которые обладают капиталами, не верят государству, то никакая самая лучшая и проработанная амнистия не поможет. Дать "ключи от квартиры, где деньги лежат", можно только тому, кому доверяешь. В противном случае хорошая в целом идея превратится в очередную профанацию, очередную пиар-кампанию перед выборами.
"Амнистия капиталов – это экстраординарная мера, на которую государство может пойти не чаще одного раза в поколение, хорошо подготовившись и убедив граждан в выгодности амнистии как сделки, - отметил президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев, выступая на заседании круглого стола по амнистии капитала, организованном фондом "Единство во имя России". "У этой идеи есть много рисков, и, прежде всего, имиджевый, - предостерег ученый. - Как это было, например, с приватизаций, сама идея которой была, безусловно, позитивной". "Власти будет очень сложно выстроить с обществом диалог по поводу амнистии, - считает зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Валерий Зубов. - Формулируя концепцию амнистии, государству не стоило бы делать акцент на прошлом, а лучше подумать, как объяснить настоящее, например, два зеркальных случая: Ходорковский—Абрамович".
Власти действительно очень сложно сейчас говорить об амнистии. Уровень доверия к ней со стороны общества крайне низок. Бизнес до сих пор не отошел от дела "ЮКОСа", да и сама власть не дает о нем забыть – только недавно были проведены новые массовые обыски в структурах компании. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев получили почти максимальные сроки за свои правонарушения – по 8 лет, а с "ЮКОСа" взыскано в настоящее время 402 млрд рублей, общий остаток налоговой задолженности на сегодня составляет 199,3 млрд рублей. Власти говорят, что это дело показательное и остальные столько платить не будут. Это так, остальные платят на два порядка меньше. Например, "ЛУКОЙЛ" заплатил 163 млн рублей, хотя пользовался примерно такими же схемами оптимизации.
Но ведь проблема как раз в том и заключается, что на месте "ЮКОСа" мог и может оказаться кто угодно. По волевому решению властей, так сказать, чтобы не повадно было.
Кроме того, доверия не прибавляет и уровень коррупции. Размеры поборов с каждым годом лишь растут. Административные барьеры на пути развития рынка и конкуренции также огромны. Предприниматели до сих пор фактически обслуживают политические элиты – олигархи на федеральном уровне, крупные предприятия на региональном, мелкие и средние удовлетворяют потребности местных властей. В таких условиях какую бы амнистию ни предложили чиновники – она обречена на провал. Пока государство не станет действительно партнером бизнеса, пока оно не начнет помогать ему, пока элиты не поднимутся над собственными интересами, будет действовать принцип "хотели как лучше, получилось, как всегда".