Одним из фундаментальных "столпов" путинского режима стал миф о некой стабильности, которая может оказаться под угрозой, если судьба власти в России будет доверена стихии народного выбора. Носителем этого мифа оказалась заметная часть российской интеллигенции, бизнеса, да и других слоев общества. По сути, мы наблюдаем массовую готовность смириться с диктатурой, с фактически полной ликвидацией гражданских свобод.
Правда, многим образованным людям стыдно признаваться в этой готовности. Они вслух мечтают о постепенном переходе режима в более цивилизованные и просвещенные формы и – даже страшно сказать – в демократию европейского типа. Постепенно, не спеша, – лишь бы не допустить хаоса, который немедленно охватит страну, стоит лишь ей погрузиться в стихию свободных выборов.
Московские и немосковские кухни, где ведутся такие разговоры, представляются мне своего рода филиалами общероссийской Палаты №6. Палаты, обитатели которой упорно закрывают глаза на окружающую реальность, причем большинство – совершенно бескорыстно. В самом деле, не так уж велика прослойка тех, кто опасается потерять свои крупицы (или капли?) нефтяного пирога, переделом жирных кусков которого сейчас заняты власть предержащие. Остальные рассуждают по принципу: как бы хуже не вышло. Доводится слышать аргументы, что российский народ-де, получая право выбора, всякий раз распоряжается им нерационально и небезопасно. А посему не стоит пока доверять судьбу страны лотерее свободных выборов.
Помнится, что-то подобное говорила изгнанная из Кремля в ходе выборов-1996 "антипартийная" группа в составе Сосковца, Коржакова и Барсукова. А победивший их в тот момент Анатолий Чубайс утверждал, что их отставка – "последний гвоздь в крышку гроба коммунизма", и россияне отныне будут сами выбирать себе власть. Сегодня порочный круг замкнулся, мы вернулись примерно в ту же точку, а господин Чубайс и некоторые другие либеральные реформаторы уже готовы смириться с выхолащиванием самой сути выборов. Лишь бы хуже не вышло.
Для большой Палаты №6 "лучше" кажется то, что происходит сегодня. Стирающая административные границы война на Северном Кавказе, ноющая боль "Курска", "Норд-Оста" и Беслана, парализующая коррупция, неуклонная моральная и культурная деградация значительной части общества… И, на этом фоне, превращение госаппарата в беззаконную паразитическую касту, не готовую считаться с интересами граждан. В системе координат, где перечисленные "достижения" путинского режима выглядят маленьким и нестрашным злом, требования свободных выборов, напротив, представляются подстрекательством к революции. Только за пределами Шестой Палаты поддержка диктатуры остается поддержкой диктатуры, какими бы высоколобыми рассуждениями она не обосновывалась. Вновь в обществе возводится баррикада, у которой, как всегда, две стороны. По одну – те, кого перемены страшат больше неэффективной и непредсказуемой диктатуры, по другую – все остальные. И стоит ли пенять на зеркало, если либеральные соглашатели и охранители оказываются на этой баррикаде плечом к плечу с либеральными демократами Жириновского. Они готовы оказывать режиму поддержку, оправдывать его действия, пусть и с многочисленными оговорками. Они готовы дать власти карт-бланш на любые меры по сохранению нынешнего порядка.
Подозреваю, что мы в последние шесть лет становимся свидетелями повторения чудовищного социального эксперимента 20-х – 30-х годов прошлого века. Очень трудно представить, что заставило многих достаточно здравых и "продвинутых" для того времени людей оказывать поддержку Сталину, укреплять людоедскую диктатуру, поглотившую большинство из них. Спустя пять-шесть десятков лет их аргументация и мотивация стали казаться абсолютно непонятными. И вот теперь история повторяется. Хочется верить, что по каноническому сценарию: в большей степени, в виде фарса, а не трагедии.