Много лет – в советские времена – спорт был делом исключительной государственной важности. Каждая победа – на Олимпиаде или первенстве мира - трактовалась как доказательство преимуществ социалистического строя над загнивающим капитализмом. Правда, победы спортсменов из США, Англии или Канады почему-то не рассматривались как доказательство преимуществ капиталистического строя, но когда в Политбюро заботились о логике? Помнится, выиграв в далеком 1978-м матч с Виктором Корчным, любимец советской власти Анатолий Карпов послал телеграмму Леониду Брежневу, начинавшуюся словами: "Дорогой Леонид Ильич! Счастлив доложить, что матч закончился нашей победой".
В первые "постсоветские" годы казалось, что эта традиция нарушена: спорт – отдельно, государство и его престиж – отдельно. Но затем все стало возвращаться. И вот уже на приеме победителей туринской Олимпиады у Владимира Путина блистательная конькобежка Светлана Журова от имени всех олимпийцев благодарит президента за высокую оценку их результатов, и заявляет: "Мы хорошо выступили, поскольку президент спортсмен". После чего добавляет, что "все результаты, которые показали российские спортсмены в Турине, это результат той работы, которую ведет Олимпийский комитет России и Росспорт". Пикантность ситуации в том, что это говорит человек, которого спортивные чиновники сочли бесперспективным и лишили стипендии! К "золоту" Журовой они больше чем непричастны – оно получено вопреки их усилиям…
Журовой вторит другой герой Турина - Евгений Плющенко, который прямо, честно, в лицо говорит президенту: "Спасибо, что Вы поддерживаете спорт. Продолжайте делать то, что вы делаете". Президент в ответ щедро награждает олимпиоников японскими иномарками, а питерский губернатор Валентина Матвиенко обещает предоставить Плющенко новую квартиру, "если у него есть такая необходимость". Мол, "город ранее уже предоставлял одну квартиру Плющенко, но, если у него возникли проблемы с жилплощадью, то власти обязательно их решат".
Олимпийская победа фигуриста действительно впечатляет – но вряд ли кто возьмется отнести Плющенко к малообеспеченным гражданам. Прямо скажем, с учетом получаемых на соревнованиях призовых он способен и сам решить свои жилищные проблемы. Чего никак нельзя сказать о сотнях тысяч его земляков, которые десятилетиями стоят в очереди "на улучшение жилищных условий" и сегодня практически не имеют никакой надежды на то, чтобы вырваться из своих скудных "метров". Чем они провинились – тем, что не умеют исполнять "риттбергеры" и "сальховы"? Нетрудно догадаться, как они отреагируют на известие о том, что фигуристу обещают уже вторую квартиру, причем – не из личных средств губернатора...
Почему все это делается – понять нетрудно.
С одной стороны, "освященные" покровительством государства спортивные достижения должны сгладить во внешнем мире впечатление от дрейфа России в сторону тоталитаризма. А с другой стороны, совершенно ясно, что выдающиеся спортсмены и великие тренеры должны стать важнейшим элементом агитационной кампании: их имена будут по полной программе использованы, когда надо будет хвалить Путина, преемника или "Единую Россию".
Даром, что ли, перед Олимпиадой сразу четырех хоккеистов из российской сборной торжественно принимали в "партию власти"? Правда, затем вышел небольшой конфуз – сборная так и не привезла из Турина медалей. Но не приходится сомневаться, что в ближайшее время стройные ряды "медведей" пополнятся героями Турина.
После этого они, как это уже произошло с Алиной Кабаевой и Владиславом Третьяком, Ириной Родниной и Еленой Чайковской, Светланой Хоркиной и Александром Карелиным, будут исполнять роль "общественности по вызову", восхваляя президента и его государственную мудрость и послушно осуждая все то, что не нравится Кремлю. В том числе – подписывая вместе с певцами и балеринами, режиссерами и композиторами соответствующие письма, авторам которых потом очень не хочется подавать руки. После чего из них будут формировать "общественные палаты" и предвыборные списки, и они же будут дружно призывать поддержать власть на выборах… Надо ли говорить, что никто из них, скорее всего, не рискнет не то что записаться в оппозиционные партии, но хотя бы публично поддержать их? Это было бы, примерно как… ну, скажем, если бы в 1980 году кто-нибудь из наших олимпийских чемпионов выступил против ссылки академика Сахарова. Живо представили?
Печально, что спорт вновь смешивают с политикой. Печально, когда великие спортсмены униженно благодарят власть за отеческую заботу (понимая, что отказ играть эту роль приведет к потере даже той мизерной государственной поддержки, которую они получают).
Но еще печальнее, что граждане воспринимают все это как должное.