Экран убедительно показал, что в оценке значения творчества трагически погибшей Анны Политковской президент страны был категорически неправ. В течение всей недели информация о злодейском убийстве журналистки не сходила с экранов телевизоров и газетных полос. Это уже само по себе свидетельствовало о том, что значение деятельности Политковской, а также ее роль и влияние на общественную жизнь страны были весьма существенными.
Об этом косвенно свидетельствует и то, что в целом коллеги погибшей повели себя достойно. Срочно переверстали свои программы Владимир Соловьев и Владимир Познер. Со словами соболезнования выступили отнюдь не являющиеся сторонниками покойной Алексей Пушков и Вадим Речкалов. В программе "Неделя с Марианной Максимовской" (канал REN TV) выступила Елена Трегубова. Автор разоблачительного бестселлера назвала пресс-конференцию Владимира Путина в Германии "позорной". В этой же программе к телезрителям обратилась и редактор сайта "Правда Беслана" Марина Литвинович.
Пожалуй, только Глеб Павловский в своей "Реальной политике" (канал НТВ) воздержался от любых комментариев, и, не скрывая раздражения, сказал, что "берет паузу". Как говорится, и на этом спасибо.
Далеко не все, правда, зависело от самих журналистов. К сожалению, часто нетактичные и неуместные высказывания допускали в эфире приглашенные гости различных передач. Однако в этом, думается, был и свой положительный момент. Зрители получили возможность оценить степень деликатности и порядочности нашей властной элиты. Поскольку особо циничными и кощунственными оказались выступления именно представителей так называемой "партии власти".
Например, с неожиданно неприятной стороны раскрылся "разоблачитель мифов" Владимир Мединский в программе "К барьеру!" (канал НТВ). Хищно поблескивая стеклами очков, депутат выплеснул на зрителей и своего оппонента Никиту Белых причудливую смесь домыслов, фантазий, скрытых оскорблений и откровенной неправды. Он без обиняков заявил, что смерть журналистки вызвала в рядах ее коллег "приступ истерии". По мнению видного "единоросса", Политковская, критикуя власть, сама же постоянно обращалась к ней за поддержкой и защитой. Якобы, в Чечне, и в "Норд-осте" ее постоянно охраняли сотрудники ФСБ. Клевету сразу же разоблачил Никита Белых, а позднее – Ирина Петровская и Ксения Ларина в программе "Человек из телевизора" ("Эхо Москвы"). Просто в своем выступлении Владимир Мединский не только продемонстрировал сомнительную с точки зрения нравственности позицию, но и "подставил", тем самым, свою партию. Правда, Мединский не является профессиональным журналистом, поэтому и спрос с него небольшой.
Не меньшее удивление вызвали откровения другого видного чиновника в программе "Судите сами" (Первый канал). Оценивая опасность, исходящую от ядерной программы Северной Кореи, заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин заявил, что таковой нет вовсе. По его мнению, КНДР имела полное право на проведение ядерных испытаний, поскольку никогда не подписывала никаких соглашений об их запрещении. Далее вице-спикер верхней палаты парламента простодушно заметил, что у России, дескать, вообще имеются только две беспроблемные и грамотно оборудованные границы – с Белоруссией и Северной Кореей. Только из этих стран, якобы, к нам не проникают наркотики, оружие и нелегальные мигранты.
В студии повисла гнетущая тишина. Многие из присутствовавших явно почувствовали себя "не в своей тарелке". Поскольку всем стало понятно, что Торшин фактически предъявил обвинение граничащим с Россией странам Евросоюза – Норвегии, Финляндии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Не говоря уже о том, что тезис о "надежности" границы с Белоруссией являлся более чем спорным. Вероятно, сам того не ведая, Александр Торшин раскрыл нам истинное отношение законодателей к соседям России, а, заодно, и к законности в целом.
А еще на прошлой неделе нам удалось услышать некоторых представителей оппозиции. Кроме уже упомянутого Никиты Белых, выступали Борис Немцов в программе "Судите сами" и Владимир Рыжков в передаче "Народ хочет знать" (канал ТВЦ). Но если честно, по сравнению со своими энергичными и напористыми оппонентами, "оппозиционеры" выглядели бледновато. Они большей частью защищались от нападок, приводили неубедительные доводы, излишне поспешно соглашались со своими противниками. Последние, между прочим, пользовались этим и с радостью представляли эту уступчивость как слабость оппозиции в целом.
Телекритик Ирина Петровская считает, что дело здесь еще и в том, что на отечественном телевидении практически прекращена трансляция дискуссий в прямом эфире. Многие программы, в том числе те же "К барьеру!", "Судите сами", "Народ хочет знать" с помощью нехитрых приемов искусно имитируют работу в прямом эфире. А в отснятой заранее программе можно легко с помощью "ножниц и клея" расставить необходимые акценты и убрать опасные фразы. Ирина Петровская уверена, что выступления оппозиционных политиков и их сторонников не обходятся без редакторской правки перед выходом в эфир.
Отсутствие программ в прямом эфире приводит и к другим негативным последствиям. Часто записанная заранее программа в день показа теряет свою актуальность. Так произошло, например, с программой "Школа злословия" (канал НТВ) с участием Олега Басилашвили. Наш замечательный и любимый артист известен еще и своей активной жизненной позицией. Конечно, он не смолчал бы, наблюдая продолжающуюся в стране антигрузинскую кампанию, и сказал бы несколько не очень приятных для властей слов. Но программа, видимо, была записана тогда, когда кампания эта еще только планировалась в высоких кабинетах. Поэтому внешне вышло так, что великий русский актер с грузинской фамилией смолчал и не заступился за своих кавказских соплеменников.
Но, наверное, это был тот редкий для недели случай, когда телевидение, опять-таки не желая этого, разоблачило уже не миф, а само себя.
Вы можете оставить свои комментарии здесь