Саммит глав СНГ в Минске стал одной из самых непредсказуемых встреч на высшем уровне за последнее время. Накануне саммита политологи гадали: приедет или не приедет туда президент Грузии Саакашвили, а если все же приедет, то состоится ли у них с Путиным серьезный разговор.

Саакашвили приехал, неофициальный разговор состоялся, и грузинский президент даже назвал его "полезным для российско-грузинских отношений". Точно также вместо объявления Молдовой о выходе из состава СНГ, как предполагала часть наблюдателей, была достигнута устная договоренность о возобновлении экспорта молдавского вина в Россию.

Интрига с антироссийским энергетическим союзом Беларусь - Украина - Азербайджан была разыграна в завуалированной форме. Трехсторонние переговоры лидеров этих стран имели место, но никакой информации об их результатах в части договоренностей о транзите азербайджанской нефти в Украину и далее – в Беларусь – нет.

Зато длительный нажим России и газового монополиста "Газпрома" на белорусские власти, наконец, дал хоть какой-то результат. Лукашенко согласился на создание совместного с "Газпромом" предприятия на паритетных началах. Правда, допустят ли россиян в транспортные газовые сети западного соседа, осталось неясным. Кто тут выиграл, а кто проиграл тоже пока непонятно. Очевидно, что многоходовая комбинация в игре "газ в обмен на лояльность" продолжается. Только теперь интересы Кремля сместились в сторону покупки сетей для прокачки газа на Запад, потому что без контроля над ними – более 90 процентов газового трафика в Европу - никакой "энергетической сверхдержавы" из нас не выйдет.

Поэтому политические итоги встречи противоречивы. В рамках одной структуры – в СНГ продолжается и нормальное внешнеэкономическое сотрудничество, и плетутся интриги, и даже осуществляется явная антироссийская координация, как в случае с трехсторонним союзом Украины, Азербайджана и еще недавно пророссийской Беларуси. С другой – все очевидней прослеживается общая тенденция: наши партнеры по содружеству уступают силовому давлению Москвы и лихорадочно ищут союзников помимо большой России.

Однако все политические договоренности и не договоренности затмил собой скандал с российскими журналистами. Корреспондента и фотокора "Московского Комсомольца", а также фотокора "Коммерсанта" не пустили на саммит, несмотря на полученную заранее аккредитацию.

Корреспонденту "Коммерсанта" Андрею Колесникову сотрудники службы безопасности президента Беларуси и вовсе угрожали сторожевой собакой. Правда, его самого на саммит все же пустили. В ответ российские журналисты кремлевского пула, кроме государственных СМИ, демонстративно покинули заключительную пресс-конференцию.

Можно по-разному интерпретировать этот факт, но даже с чисто формальной стороны демарш Лукашенко выглядит не только как личная месть белорусского главы неугодным российским изданиям. Саммит глав СНГ – событие международного масштаба. Да, многим известна, как бы мягче выразиться, непоследовательность Александра Григорьевича. Но на подобных мероприятиях мелкие обиды личного характера, да еще и на журналистов, обычно отходят на второй план.

Мало того, Россия долгое время пытается играть роль "первой среди равных" в СНГ. Поэтому публичное унижение российской прессы, ведь за двери без объяснения причин выставили аккредитованных журналистов, а одно из лучших "перьев" России обещали потравить собакой, направлено и против российской делегации в целом. Лукашенко просто и незатейливо показал всем, что он и только он здесь главный, и будет делать все, что ему вздумается.

Президент Путин на все это сказал лишь, что "мы здесь, на белорусской земле, – всего лишь гости", отказавшись от дальнейших комментариев. Но, видимо, в знак солидарности со своими СМИ, президент тоже проигнорировал итоговую пресс-конференцию саммита.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter