На поверхности, например, лежит такой – Путин отказался давать интервью австрийскому телеканалу, показавшему накануне "картинку" чеченской войны. Своего рода попытка "подвергнуть цензуре" уже не только российское, но и австрийское телевидение! Но если приглядеться глубже – то это такая мелочь, от которой по сравнению с прочим, право, надо только рукой отмахнуться.
Настоящая мозаика скандалов начала складываться еще в Самаре, а точнее – совершенно не складываться. Мало того, что Польша уперлась рогом из-за запрета на ввоз в Россию мяса с ее территории, заблокировав подписание хартии о сотрудничестве, так еще и немецкий канцлер – Ангела Меркель выразила озабоченность по поводу ситуации с "Маршами несогласных". Заявила, что ее "тревожит то, что некоторые граждане имели проблемы с въездом в город", где, как она надеется, "люди все же смогут выразить свое мнение". В результате итоги самарского саммита "Россия-Евросоюз" оказались если и не совсем "никакие", то явно скромные.
А потом американский президент Джордж Буш вдруг снова раскритиковал Россию и лично президента Путина, усомнился в наших с вами свободах. Заявил о целом комплексе противоречий между Россией и Западом, решить которые пока не удается: "Мое послание Владимиру Путину заключается в том, что существует лучший путь к демократии, и что интересы России связаны с Западом. Мы должны работать вместе, и надо двигаться вперед. Однако время от времени у меня возникают сомнения, что Россия следует демократическому пути развития. Я надеюсь встретиться с Путиным и спросить у него, почему он думает, что Россия все же движется к демократии".
Не осталась в стороне и Великобритания. Молчали-молчали королевские прокуроры о ходе расследования обстоятельств гибели Александра Литвиненко, уже и нехорошие информационные утечки стали просачиваться в прессу: мол, дело это "спустят на тормозах". Но не тут-то было – бац – вдруг взяли да и предъявили обвинение Андрею Луговому, пообещав направить в Москву курьера с большой кожаной папкой, где лежит бумага с просьбой о выдаче.
Само по себе это, разумеется, на сенсацию не тянет: имена Лугового и его делового партнера Дмитрия Ковтуна, встречавшихся с Литвиненко в тот злополучный день в том самом баре мир узнал еще даже до обнаружения полония. Оба были близкими друзьями отравленного, на Лугового не раз "указывал пальчиком" и политэмигрант Борис Березовский:
-След полония тянется за Луговым через всю Европу и проходит даже через мой офис, - говорил Борис Абрамович на допросе в Скотланд-Ярде. И его подозрения лишь окрепли после того, как Луговой потом отказался приезжать в Лондон.
Наша Генпрокуратура уже заявила, что "о выдаче Лугового не может быть никакой речи". Возможно, в чьи-то головы и закрадывалась шальная мысль в духе лучших традиций "холодной войны": обменять Лугового на Березовского. Да только вот англичане ни за что не вернут в Россию Бориса Абрамовича, что называется, "из вредности"! Такая уж эта страна – Британия. Не выдает она политэмигрантов. Никому и никогда. Тем временем, Луговой, что тоже неудивительно, отрицает свою вину и обещает раскрыть уже собственные скандальные "чемоданы с компроматом". Читай – наверняка обвинит в убийстве самого БАБа или Ахмеда Закаева.
А в России тем временем завершили другое следствие по громкому делу – об убийстве первого зампреда Центрального Банка РФ Андрея Козлова. Как и ожидалось, тут тоже на первый взгляд без сенсаций. Никакая "Америка" следователям так и не открылась, исполнителями убийства считаются трое гастарбайтеров, а его заказчиком – по-прежнему бывший глава "ВИП-банка" Алексей Френкель с тремя посредниками. Однако и в "деле Козлова" не обошлось без скандальной статьи в прессе: если англичане поспешили обвинить Лугового, явно "обидевшись" на домыслы в "желтой" News of the World, то на ход "дела Френкеля" чисто теоретически могла повлиять скандальная статья в уважаемом журнале The New Times. "Статья-бомба", как ее поспешил назвать журналист Сергей Доренко в эфире "Эха Москвы". Он выдвинул версию, что сам факт появления статьи – намеренный "слив" информации в разборках кремлевских кланов.
В расследовании журналиста Натальи Морарь была поднята тема финансовых махинаций в банке "Дисконт". В частности, написано, что только в последние дни августа 2006 года через него на счета оффшорных компаний из России было выведено около 60 миллионов долларов, а всего же за июль-август прошлого года через "Дисконт" ушло за рубеж более полутора миллиардов! По определенным данным, эти операции расследовались в рамках уголовного дела, возбужденного департаментом экономической безопасности МВД России, и следствие подозревало, что к нему причастен ряд высокопоставленных чиновников, включая замдиректора ФСБ Александра Бортникова.
Вы спрашиваете – причем тут Козлов? Да при том, что это как раз по его настоянию 31 августа 2006 года лицензия банка "Дисконт" была отозвана, а по сомнительным операциям возбудили уголовное дело… И как раз после этого "совпадения" жить Козлову оставалось пару недель. Но возможная связь отзыва лицензии "Дисконта" с "заказом" Козлова в ходе следствием почему-то так и не рассматривалась.
И все же смерть банковского чиновника не была напрасной: как выяснилось, выводом денег из России на зарубежные счета, в процессе которого, как пишет The New Times, участвовали ключевые фигуры нашей нынешней администрации, уже заинтересовался Интерпол. И когда самолет президента Путина приземлится в Вене, его там может ожидать совсем неприятный сюрприз: как сообщила радиостанция "Эхо Москвы", австрийская полиция уже готова возбудить уголовное дело по махинациям, связанным с Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG.
Одного этого вполне достаточно, чтобы скомкать Путину визит в Австрию, а тут еще и критика Меркель с Бушем, и "полониевые мальчики" в глазах, и непонятные "сливы" в прессу... Но так ли уж случайна сложившаяся мозаика скандалов? Возможно – просто совпадение, а возможно и нет. Русская пословица гласит: "Что посеешь, то и пожнешь". Закрытость российской реальной политики, невидимые глазам миллионов сограждан "подковерные" схватки придворных группировок, скорее всего, будут неизменно оборачиваться не менее интересными "сливами" - не исключено, что не только в пишущую прессу, но и на телевидение. А явная деградация демократических институтов в России настолько очевидна, что, наверняка, будет и дальше вызывать только все более усиливающуюся критику на Западе, все большее ухудшение отношений.
Тем более что первое тут накладывается на второе. У таких лидеров, как Лукашенко или Ахмадинежад, конечно, в современном мире жизнь не сахар, но они и не так сильно зависят от Запада: ездят туда крайне редко, разве что в ООН выступить. Деньги на счетах в западных банках иранская или белорусская элита практически не хранит. Уровень коррупции на государственном уровне в Белоруссии или Иране ниже, чем в России.
У нас же предпринята удивительная попытка скрестить "ежа с ужом" - отдельные представители элиты любят "страны потенциального противника", хотят туда часто ездить, хранить там свои капиталы, покупать недвижимость, обучать своих детей в элитных школах и университетах. Но при этом у себя дома все более ограничивать только демократию, но никак не ставшую притчей во языцех коррупцию. Такая птица, как порой они сами проговариваются, не летает...
Вы можете оставить свои комментарии здесь