Новые рыночные времена в России породили и свою терминологию, учитывающую традиционную лексику активно вошедших в те времена в бизнес представителей различных социальных групп. От одной из них пришло и укоренилось такое понятие, как «тема» – в смысле предварительно сформулированного для обсуждения предложения по какому-то бизнесу, устранения конкурента, возникновения проблем, организации или отражения наезда и т.п. Термин означал, что предлагается не просто встреча, разговор, досуг, а именно какое-то существенное мероприятие. Разумеется, довольно часто, особенно это касается деловых инициатив, «тема» оказывалась мыльным пузырем.

Со временем область применения термина как обозначения предложения чего-то существенного успешно перекочевала в политику, а в последние времена стала там основной, поскольку удачно смыкалась с основной идеологической наработкой времен социализма – вброшенным в массы красивым лозунгом. Понятно, что дистанция от «каждому жителю к 2000 году по отдельной квартире» до «удвоения ВВП к 2008 году (такая была дата)» весьма невелика. Однако эффективность возросла несопоставимо, поскольку тема лозунга теперь используется только как формальное, почти всегда малообъяснимое с точки зрения логики прикрытие для решения совершенно конкретных задач. Уже всем надоевший, признаем, но совершенно классический пример: лозунг – усиление борьбы с терроризмом, результат – замена выборов назначением с дальнейшей полной стерилизацией конкурентного политического поля.

Совсем новые времена совершили удачный симбиоз, когда под условным, разумеется, термином «тема», или назовите его лозунгом, соединились политика и бизнес.

В результате получается весьма полезный эффект двойного назначения. Под лозунгом возвращения народу контроля за его природными богатствами (кто же будет против), столь эффектным с патриотической точки зрения, можно потихоньку выдавить иностранных инвесторов из уже частично освоенных и капитализированных сырьевых проектов. Потом по справедливости разделить отвоеванное народное достояние (например, между «Роснефтью» и «Газпромом»). Попутно всем объясняя, за что мы должны не любить Запад. Да и так понятно за что – за их тупую приверженность законам рынка, конкуренции и транспаретности бизнеса, особенно крупного. Под тем же полезным лозунгом «Газпром» может вообще забыть о том, что существует рыночная конкурентная экономика и правила конкурсного приобретения активов, и что помимо самого «Газпрома» и интересов его и его бенефициаров существует еще целая страна.

«Тема»-то больно хороша – воротим нам все наше.

И вот последний пример удачной синтетической темы двойного назначения. Только-только последние нудные наблюдатели успокоились насчет предыдущей прорывной темы – технопарков и российских силиконовых долин, видимо, уже сыгравших свою невидимую, но полезную роль в области льгот и налогов, – появляется куда более захватывающая. Речь, понятное дело, о ставших популярной темой для обсуждения в медиа нанотехнологиях. Неважно, что понять содержательное значение этого термина обществу пока не суждено. Зато результат очевиден. С политической точки зрения России предлагается сделать долгожданный рывок в сферы новых знаний и технологий, стать не только нефтяной, но и передовой в техническом и научном смысле державой. Заодно и прекратить лишние разговоры о практическом отмирании ведущих научных школ в фундаментальных областях и о том, что фундаментальная наука и Академия наук с ее Президиумом совсем уже не одно и тоже.

Что касается экономического эффекта, то тут и политтехнологами впору засвистеть от небелой зависти: таких бюджетов им осваивать, видимо, еще не приходилось. Кроме того, трудно отделаться от ощущения, что в процессе реализации вожделенных нанопроектов помимо самих приятных отпущенных сумм, скорее всего, неизбежно возникнет вторая любимая тема – налоговых льгот и преференций.

И тут область применения при умелом подходе может быть весьма широкой – вплоть до того простого соображения, что, как известно, все оптические приборы и электронные контакты принято протирать этиловыми изделиями.

В результате может получиться такая приятная закрытая оффшорная зона для своих. Это тем более важно, что всех своих и кандидатов в свои существующие госкорпорации, видимо, вместить уже не могут. Кроме того, через некоторый промежуток времени можно придумать еще одну синтетическую, или, как более популярно говорить, синкретическую идею, позволяющую новый абстрактный политический лозунг государственной полезности конвертировать во вполне материальные плоды. Так что не стоит считать тему нанотехнологий сомнительной. Очень полезная выходит тема. Вернее, уже не тема, а целостная методология, архетип частно-государственного партнерства, при котором частные интересы удачно реализуются в процессе исполнения государственных программ.

Оригинал статьи опубликован на сайте www.gazeta.ru

Матвей Найков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter