К одному из восьми учредителей "Единства", врачу-психотерапевту, 3 сентября милиционеры приехали домой и стали расспрашивать о деятельности организации. После беседы и вручения повестки с просьбой явиться на следующий день медик связался со Светланой Черновой. Она позвонила по указанному в повестке телефону в милицию с претензией, почему сотрудники правоохранительных органов являются домой к соучредителям ее организации, не поставив в известность руководителя "Единства", после чего оперуполномоченный оперативно- розыскной части Алексей Аношкин пригласил Светлану Чернову на беседу.
В Управлении по налоговым преступлениям Аношкин пытался вручить Черновой неподписанное руководством требование о предоставлении уставных, учетных и первичных кассовых документов "Единства" с 1 января 2005 года. В обоснование оперуполномоченный сказал, что появилась оперативная информация о том, что "Единство" расходует средства не по назначению. Между тем весной 2008 года в "Единстве" сотрудники Росрегистрации по Самарской области провели проверку, которая не выявила нарушений в деятельности организации. Было отмечено, что деятельность организации соответствует уставу и российским законам.
Светлана Чернова связывает начавшуюся проверку Управления по налоговым преступлениям с деятельностью учредителей организации. Так 27 августа один из ее соучредителей самарский правозащитник Александр Лашманкин был избит и задержан сотрудниками милиции за организацию демонстрации против уплотнительной застройки. Кроме этого, считает Чернова, возможен некий заказ Госнаркоконтроля. Подобное уже произошло в Калининграде, где общественной организации "Помощь сейчас" под угрозой уголовного преследования запретили выполнять проект по снижению вреда от ВИЧ/СПИДа. Общественники Калининграда планировали раздавать наркозависимым новые шприцы в обмен на использованные, но после запрета наркополицейских проект сорвался.
Между тем, по официальным данным, в Самарской области проживает около тридцати тысяч людей с ВИЧ-инфекцией, что составляет около одного процента от населения области. Общественники считают, что в действительности эта цифра больше в три раза, то есть не менее ста тысяч человек в Самарской области являются носителями ВИЧ-инфекции.