Как пишет "Независимая газета", воспользоваться помощью смогут лишь 122 банка из более чем тысячи действующих в стране. Остальные не соответствуют установленным критериям надёжности, утверждает "Независимая".
Между тем на 20 октября курс установлен в 26,25 рубля за доллар (против 23,12 рубля в июле). "Независимая газета" отмечает, что рубль ждет дальнейшее ослабление, ускоренными темпами будет падать его покупательная способность — и в этих условиях граждане стали снимать средства со вкладов.
Издание отмечает, что на прошлой неделе ежедневно появлялись сообщения о введении отдельными региональными банками высоких комиссий за досрочное закрытие вклада, доходящих иногда до четверти депозита, а также об ограничении на снятие денег.
Экономист Евгений Ясин рассказал корреспонденту Собкор®ru, почему он сомневается в эффективности принимаемых правительством мер по борьбе с финансовым кризисом.
"Волны кризиса дошли до России, так как мы часть мировой экономической системы, и у нас есть слабые звенья. Это прежде всего большие долги частных компаний на Западе", — рассказал Ясин. Сейчас компании не могут выплатить эти долги, поскольку ранее перекредитовывавшие их западные банки столкнулись с большей востребованностью капитала у себя дома. Бегство капитала зависит и от политики и манер российского руководства — югоосетинский и абхазский конфликты этому поспособствовали, считает Ясин.
Кроме того, российская банковская система "продемонстрировала крайнюю неподготовленность" к кризису. "Даже если ей дают государственные деньги, она не успевает довести их до предприятий", — заявил Ясин. Государство выделает банкам деньги, чтобы они поддержали предприятия, но российские банки слишком озабочены тем, чтобы "поддержать самих себя", заявил Ясин. По его словам, банки, опасаясь "налета" вкладчиков за своими сбережениями, резервируют слишком большие средства, перестраховываются и никого не кредитуют.
"Что касается выкупленных российских банков, необходимо проанализировать, были ли они системообразующими банками, которые нужно было спасать, как это делает любое государство в условиях кризиса, или в сделках были какие-то иные корыстные соображения", — заявил Ясин.
По прогнозу Ясина, цена на нефть продолжит падать, но в долгосрочной перспективе вырастет, поскольку спрос на все возобновляемые ресурсы будет расти. Экономист отверг спекуляцию нефтяными деривативами на бирже как основной фактор роста цен на нефть. "Цена в 140 долларов за баррель, возможно, действительно далека от реальной себестоимости нефти, но 80-100 долларов — цена, обусловленная реальным спросом", — пояснил экономист, и добавил, что цены в 10 долларов за баррель, как в 1998 году, ждать не стоит.
При этом в целом, по мнению, Ясина, нынешний кризис весьма слабо связан с так называемой "голландской болезнью" России — кризисами, обусловленными зависимостью экономики от поставок сырья. "Мы живем за счет продажи углеводородов, и разумеется, при этом у нас есть проблемы развития обрабатывающей промышленности, требующей вложения рискованных инвестиций. Но именно этот кризис обусловлен в основном другими причинами", — пояснил экономист.
Ясин считает, что цены на недвижимость снизятся, но и строить станут меньше — многие новостройки закончить в ближайшее время не удастся. По прогнозу экономиста, инфляция возрастет, темпы роста экономики снизятся, а общая численность рабочей силы сократится. Однако все это будет полезно для российской экономики — производительность труда тех, кто сохранит рабочие места, возрастет, а "экономика встанет на реальную почву", заявил экономист.