Обстановка внутри
Глядя на общежитие с улицы, не скажешь, что там на протяжении десяти лет идут бои на выживание. Двухэтажное здание с надстройкой, стены выкрашены в теплый персиковый цвет, на окнах — стеклопакеты. В других строениях этого дома находятся офисные помещения. Но как только заходишь в темный подъезд, картинка резко меняется: холодные стены, старая обшарпанная дверь с глазком.
Недалеко от дома меня встречает одна из старожилов этого общежития Флюра Кагарманова. Вместе с ней заходим в их убежище. Недалеко от входа в свободной комнате поселились волонтеры, которые держат посуточную вахту и помогают жителям общежития, как они сами говорят, "морально и материально". Двое парней сидят на полу и играют в шахматы.
Подходим к длинному коридору. Справа — окна, слева — комнаты. Мебель расставлена хаотично. На кухне — девушка в светлой кофте и домашних тапочках, тоже волонтер, курит и что-то читает на ноутбуке. Доходим до конца коридора, вместо стены висит толстый красный пододеяльник, он скрывает балки и кирпичные стены, вместо потолка — надстроенный "Квинтой" третий этаж.
Флюра приглашает зайти к ней в комнату, за нами идет ее боевая подруга Зоя Гайфуллина.
— Во всем виноват Чубайс! — начинает свой рассказ крылатой фразой Флюра.
Ее история похожа на истории тех, кто некогда получил комнату в общежитии, и развивалась по ставшей уже привычной схеме: перестройка, приватизация, сокращения, неразбериха с документами. В таких домах живут тысячи людей, многие находятся на грани выселения, а идти им некуда. Хотя от бывшего начальства фабрики и префектуры ЦАО поступали предложения по изменению жилищных условий.
Флюра и Зоя не согласились. По опыту других жильцов они знают, чем заканчиваются такие переезды. Сотрудникам "Красной работницы" предлагали различные субсидии, и большинство семей этим воспользовались. В итоге одни оказались в долгах, другие — с недостаточной по размеру жилплощадью.
Жильцы утверждают, что после незаконной передачи их общежития "Квинте" в 2004 году эта фирма настоятельно предлагала каждому жильцу по 10 000 долларов при условии, что люди покинут здание и выпишутся оттуда. Многие на это не согласились и остались в общежитии. За отказ людям самим пришлось поплатиться.
Битва за жизнь под крышей
На протяжении десяти лет старожилы общежития находятся на осадном положении. Вражда с "Квинтой" пока приостановлена. Как вспоминают жители, были времена и похуже. Флюре и Зое приходилось биться с охранниками "Квинты", которые дежурили у дома и не впускали их друзей. Потом у жильцов отключили воду в доме. Тогда приходилось все отходы выкидывать из окна.
— Поберегись! — кричали женщины, когда выбрасывали на улицу очередную порцию помоев или содержимое детского горшка.
В 2011 году представители "Квинты" после долгих переговоров приступили к наступательным действиям. Компания получила разрешение на ремонт нежилых помещений, после которого рабочие постарались создать невыносимые условия для проживания и таким образом заставить жильцов съехать. Во время ремонта в комнате Флюры разрушили потолок, от сильной вибрации с полок падали вещи. Это время она вспоминает с ужасом и с дрожью в голосе рассказывает об этом.
"Когда начался ремонт, из другой части общежития, где я жила, выселяли принудительно. Сижу дома, а мне неожиданно начали ломать стену. Я не смогла дать отпор и перешла в эту комнату, в которой сейчас живу. У меня просто не было сил: тогда перенесла операцию, у меня инвалидность второй группы из-за онкологии", — рассказывает Флюра, еле сдерживая слезы.
Конфликт обострился в начале декабря 2012 года, когда одну из проживающих в доме пенсионерок — Асию Хасанову — ударил некто Хромов, который часто приходит в общежитие и называет себя представителем ООО "Квинта". Женщина попала в больницу с сотрясением мозга. Соседи Хасановой уверены: это было сделано для того, чтобы их запугать и поскорее выселить. После инцидента было подано заявление о возбуждении уголовного дела в ОВД "Басманное". Но правоохранители дважды отказывались возбуждать дело, все списывали на обычную "бытовуху". Хасанова теперь собирается подавать заявление в прокуратуру и требует проведения расследования.
Стоило жителям в декабре 2012 года подать в суд иск против "Квинты" за незаконную приватизацию, как "режим" в общежитии ужесточился. "Нам стали отключать электричество и воду. Только подойдем к охране — включат свет. Зайдем домой — снова вырубят. Потом и вовсе на 12 часов отключали электричество. Рабочие говорили, что авария и что они не могут ничего сделать. Мы позвонили в МЧС, те обратились в управу. Всех подняли на уши ночью, и рабочие, забыв про аварию, включили свет", — говорит Флюра.
Но судебное разбирательство с "Квинтой" жители общежития проиграли. Басманный райсуд Москвы решил, что приватизация прошла на законных основаниях. "Не было никакой сделки! — возмущается Зоя. — Нет никаких документов, подтверждающих, что государство передало здание ЗАО "Россиянка".
Тем не менее Мосгорсуд оставил в силе решение Басманного суда. В суде проходит рассмотрение другого дела, уже против самих жильцов. "Квинта" намерена через суд выселить постояльцев дома.
Поддержка волонтеров
Скоро будет полгода, как волонтеры поселились в общежитии и оказывают непосильную поддержку жильцам. Зимой, когда не было отопления, молодые люди купили обогреватели, принесли теплые вещи. Иногда они помогают деньгами, распространяют информацию о происходящем в Сети. Помощь оказывают молодые люди из различных движений левого толка, но просят себя называть гражданскими активистами. "Раз в две недели проводим разные лекции: по теории анархии, рассказываем про урбанизацию или еще чего-нибудь", — говорит одна из волонтеров Александра.
Зоя Гайфуллина признается, что раньше считала молодежь безынициативной, теперь ее отношение изменилось. Она не надеялась, что ей придут на помощь незнакомые молодые люди.
— Сейчас поднялся на второй этаж, там кто-то сдвинул фанеру, прикрывающую проход на этаж. Видимо, там ночью кто-то возился, — сообщил юноша с дредами, также волонтер.
— Наверное, это бомжи, сейчас же потеплело, они начали лазить туда, — предположила Зоя.
— Нужно будет следить за вторым этажом. Мало ли, вдруг это из "Квинты" активизировались? — предложила Александра.
Несколько волонтеров продолжают держать пост в общежитии и остаются там ночевать на случай неожиданных "визитов" бомжей или рабочих. Иногда входную деревянную дверь подпирают несколькими тяжелыми досками.
Последнее предложение
В июле 2012 года "Квинта" и Департамент по жилищной политике Москвы предложили жильцам заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа. Вместо комнат в общежитии семьям предлагают квартиры в новом столичном районе Некрасовка. Сотрудники "Квинты" обещали все расходы взять на себя. Но представители фирмы неожиданно заявили, что не смогут оплатить жилье одной семье: "950 000 рублей — слишком большая сумма". Остальным жильцам оплатят всю стоимость. На эти условия от безысходности согласились Флюра Кагарманова и Асия Хасанова. Зоя Гайфуллина отказалась.
— Каждый для себя сам решает, как поступить в такой ситуации. Я согласилась на их условия, уже больше нет сил это терпеть. Мы с Асией подписали соглашение, нам выделили квартиры, уже осмотрели их. Первую часть за квартиру уже оплатили, сейчас жду, когда оплатят вторую, — говорит Флюра.
— Я никогда не возьму от них деньги! Никогда не пойду на сделку с "Квинтой", — негодует Зоя. — Буду до последнего судиться с ними, пока не получу квартиру. После того как выиграю суд, буду заниматься общественной деятельностью. Раз нам помогли, то и мы должны помочь.
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter