Во время правления Путина в России сформировался комплекс государственной идеологии и практики, имеющий основания претендовать на особое место в политической истории. Пришло время ввести для обозначения этого явления новый термин – путинизм.
Попробую дать краткое определение путинизма. Путинизм – комплекс практики и идеологии авторитарного режима Путина, опирающегося на коррумпированную чиновничью олигархию, во многих аспектах близкого к фашистской диктатуре (агрессивная, аннексионистская внешняя политика, господство государственно-монополистического капитала в экономике, силовых структур в управлении, шовинизма и традиционализма в тотальной государственной пропаганде).
I. Идеология путинизма
За время правления Путина в стране сформировалась господствующая идеология, поддерживаемая государственными социальными институтами: СМИ, школой и т.д. Эта идеология носит правоконсервативный характер и близка к фашистской. Ее основные элементы: шовинизм, клерикализм, ксенофобия. Идеологии путинизма присущ имперский реваншизм, культ сильного агрессивного государства. Путинизм включает идею русского мира, в котором господствует Россия, предполагающую "собирание русских земель", т.е. возможность аннексии территорий, где проживают русские. Важнейшие элементы этой идеологии - агрессивное антизападничество, антиамериканизм, антилиберализм.
Идеология путинизма апеллирует к православному фундаментализму, а также евразийским и геополитическим мифам о перманентом историческом противостоянии России и Запада. Особенно популярна теория заговора Запада (США, англосаксов, атлантической цивилизации) против России. Путинизму присущ культ авторитарного правителя – национального лидера. Важный элемент этой идеологии – союз государства и церкви, предусматривающий государственную поддержку религиозной пропаганды. С ним связана откровенная гомофобия, культ консервативных традиций и репрессивной сексуальной морали.
Путинизм проповедает классовый мир и объединение всех социальных групп вокруг государства и национального лидера в борьбе с внешними и внутренними врагами (национал-предателями). В отличие от большинства других разновидностей фашизма, путинизм свободен от этнонационализма.
II. Практика путинизма
Политическая система
Имитационная демократия. Массовые фальсификации на выборах, результат которых в подавляющем большинстве случаев заранее определяют высшие бюрократические инстанции. Формальная многопартийность при господстве одной правительственной партии. Имитационный характер системной "оппозиции". Отсечение подлинно оппозиционных политиков и организаций от выборов и основных СМИ. Большое политическое влияние спецслужб и других силовых структур.
Авторитарная власть президента. Фактическое отсутствие разделения властей. Контроль высшей исполнительной власти над законодательной и судебной. Система преемничества, при которой очередного президента назначает предыдущий, а не выбирают граждане.
Экономическая система
Сращение высшей бюрократии и крупной буржуазии. Системная коррупция. Господство в ключевых секторах экономики корпораций, напрямую контролируемых государственной бюрократией (Газпром, Роснефть, Транснефть, РЖД и т.п.). Слабый и зависимый от бюрократии малый и средний бизнес.
Социальная и трудовая сфера
Отсутствие социального государства. Очень высокий разрыв в доходах между наиболее богатыми и бедными. Слабый и малочисленный средний класс. Низкий уровень пенсий, крайне низкие социальные пособия. Бесправное положение наемных работников. Коррумпированное и неэффективное образование и здравоохранение. Официальные профсоюзы полностью подконтрольны государству, их деятельность носит имитационный характер.
Внешняя политика
В последнее время важнейшей и наиболее опасной частью практики путинизма стал агрессивный аннексионистский внешнеполитический курс.
III. Истоки путинизма
Формирование системы путинизма началось в 90-е годы. Его экономическая модель сложилась под влиянием двух основных сил: неолиберальных экономистов и консервативного чиновничества, связанного с государственными корпорациями. Первые стоят у истоков антисоциальной путинской экономической политики. Они ответственны за фактический отказ от принятого во всех цивилизованных странах перераспределения доходов в пользу неимущих, системы социальной поддержки нуждающихся и прогрессивного налогообложения, репрессивное трудовое законодательство, приватизацию социальной сферы, общественных пространств и т.д. Вторые – обеспечили господство бюрократии в экономике, авторитарную политическую модель.
Идеология путинизма возникла намного позже, чем сформировалась путинская система власти. В последнее время эта идеология приобрела завершенность и стала агрессивно пропагандироваться государством.
IV. Аналоги путинизма
Ближайшие аналоги системы Путина:
1. Фашистские и антидемократические режимы в Европе 20-х – 60-х годов 20-го века.
От германского нацизма и позднего итальянского фашизма путинизм отличает авторитарная, а не тоталитарная модель политической системы, негативное отношение к этнонационализму и антисемитизму, отказ от популистской социальной политики в интересах широких масс населения. Кстати, последнее отличает путинизм и от аргентинского перонизма.
Путинизм ближе к правоконсервативным авторитарным режимам, типа испанского франкизма, клерикального фашизма Дольфуса-Шушнинга в Австрии и Салазара в Португалии, венгерского режима Хорти и т.п.
2. Наиболее близкий аналог путинизма – авторитарные, этатистские государственно-капиталистические режимы в развивающихся (преимущественно азиатских и северо-африканских) странах второй половины 20-го – начала 21-го века. Среди них режим Саддата-Мубарака в Египте, Хусейна в Ираке, Ассадов в Сирии, Бургибы-Бен Али в Тунисе, Маркоса на Филиппинах, Сухарто в Индонезии, правление ИРП в Мексике и т.д.
3. Путинизм идеологически близок также к правым военным диктатурам в Латинской Америки и ЮВА 50-х – 80-х годов 20-го века (Парагвай, Чили, Аргентина, Уругвай, Южная Корея, Тайвань и т.д.). Однако его экономическая практика сильно отличается от рыночного либерализма большинства этих режимов. Бюрократия при путинизме контролирует экономику не только опосредовано через участие в системе "приятельского капитализма" (как при правых диктатурах), но и непосредственно через прямое государственное участие в крупных корпорациях и дирижистскую экономическую политику. В этом путинская Россия ближе к этатистским режимам Востока.
———————————————————————————————————————————————————————————————-
Путинизм может существовать и после ухода Путина. В этом случае вместо отца-основателя этой системы роль ключевой фигуры режима будет исполнять очередной преемник. Такая модернизация фасада может быть выгодна финансово-бюрократической олигархии, потому что избавит ее бизнес от международных санкций и изоляции. Задача демократического движения сломать систему путинизма, а не сменить персоны у власти.