Г-н Навальный высоко оценил прогресс г-на Ходорковского в овладении социальными сетями. Поощряя усилия и усидчивость отстающего ученика в освоении новых средств коммуникации, бывший кандидат в мэры Москвы похлопал его по плечу: " Ходорковский мне симпатичен, он стремительно обучающийся человек".

Не исключено, что столь высокой оценки г-н Ходорковский удостоился за следующий диалог, вызванный к жизни "Десятью вопросами Михаилу Ходорковскому". В этом лаконичном жанре МБХ удалось сказать о себе и своем мире неожиданно много.

Ходорковский МихаилVerified account‏
Последователям уважаемого мной Андрея Николаевича рекомендую скандировать:"мы власть".Иного метода что то изменить вы ведь не предлагаете?

Безумное Животное Dec 4
Вы тоже не предлагаете. Предлагаете готовится к тому времени, когда Путин сам уйдет.))

Ходорковский Михаил Dec 4
Да. Но им и после этого не светит.


Хваля Ходорковского за успешное овладение навыками соц. сетей, г-н Навальный, возможно, оценил изящество, с которым тот обратился не к самому г-ну Илларионову, а почему-то к его "последователям". Тем более, что слово это в русском языке, как правило, употребляется по отношению к приверженцам идеологии, религии, мировоззрения: "последователи буддизма", "последователи либеральных идей" и т.п. В применении же к конкретным личностям так говорят  – как бы помягче выразиться – о тех, кого уже с нами нет. "Последователи Кейнса", "последователи Фрейда"... В отличие от покойников, у живых людей  есть сторонники, соратники, друзья и другие близкие. Это чистый фрейдизм, конечно. Г-ну Ходорковскому, видимо, сложно контролировать свое подсознание, и он выдает желаемое за действительное.

Очевидно, г-на Навального впечатлило и то, как незамысловато г-н Ходорковский прорекламировал навальновский лозунг "Мы – власть" (точнее, конечно, "Мы здесь власть" (с)), приписав его ничего не подозревающему Илларионову.
"За что же, не боясь, греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку" (с).

Иными словами, Ходорковский говорит не о том, о чем его спрашивают, а о том, что у него, как и у Навального, болит – о власти. В заданных МБХ вопросах нет ни слова ни о власти, ни об изменениях и их направленности. Однако для г-на Ходорковского, как и для г-на Навального, "вопрос о власти" (с), очевидно, является вопросом наиглавнейшим, и все остальное существует лишь в виде приложения к нему.

Поразительно, но, даде отвечая на реплику собеседника, г-н Ходорковский снова возвращается к вопросу о власти, хотя и тот вел речь совершенно о другом. В семи словах (из коих один – предлог и один - союз) Ходорковскому удается объяснить всем виртуально собравшимся, кому именно доступ к власти "не светит" даже и после предполагаемого ухода Путина. Выясняется, что в той России, которую г-н Ходорковский собирается возглавить, определенной группе людей доступ к власти будет закрыт. Возможно, именно их г-н Ходорковский имел в виду, говоря о списках будущей люстрации: эта тема активно обсуждается в его твитах.

Получается, что г-н Ходорковский уже определил одну группу людей, входящую в люстрационные списки. Это – "последователи Илларионова". То есть не "последователи" Путина, Сечина, Иванова или, скажем, Патрушева. По крайней мере, относительно люстрации "последователей" этих лиц не было сказано ни слова. Напротив, Ходорковский, как и Навальный, неоднократно заявлял, что никакие преследования Путину и его окружению грозить не должны.

Можно лишь поблагодарить г-на Ходорковского за то, как доходчиво он информирует общественность о том, как именно он собирается распорядиться властью на посту президента России. По крайней мере, он уже указал, кого до власти он допускать не собирается.

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены