Прочитал заголовок "На Западе к власти идут "такие, как Путин". Это, конечно, крайняя, заинтересованная и даже злорадная оценка происходящего.
Во-первых, не такие, как Путин. Путин не националист и не этатист, хотя крен в эту сторону при нем получился большой.
Во-вторых, Марин Ле Пен к власти не идет. Может быть, ее партия получит большинство в одном-двух регионах. Но от этого ее идеология не перестанет быть маргинальной, неподходящей для французского государства.
Социально-политическая жизнь Франции, как и любого другого современного развитого государства Запада, опирается на либеральные и демократические идеи и практики.
Они противостоят националистическим и этатистским.
Либеральные идеологии могут заимствовать некоторые этатистские идеи. Но не националистические.
Этатистские идеологии могут заимствовать некоторые либеральные идеи. Но не демократические.
В целом же либерально-демократические и националистическо-этатистские идеи противоположны. В мире либералов и демократов националистам и этатистам нет равного места. Впрочем, и наоборот.
Но это теоретическая основа. А вот практическая.
Традиционные правящие партии вместе набрали 50% голосов.
Противостоящий им "Национальный фронт" - 29,9% голосов.
Народ в региональных выборах обычно участвует неохотно. То есть это срез политически озабоченных французов, а не всего французского общества.
Случившиеся теракты, возросшая террористическая опасность, участие в войне на Ближнем Востоке – питательная почва именно для националистов и этатистов.
Если в этих оптимальных условиях "Национальный фронт" набрал всего лишь 29,9%, то перспектив у него реально нет.
Наконец, для того чтобы "Национальный фронт" закрепился даже на этом скромном уровне, Марин Ле Пен пришлось отказаться от крайностей своего отца, от ксенофобии, антисемитизма и национализма.
Остается этатизм. И патриотическая демагогия.
Знаете, что нужно Марин Ле Пен и "Национальному фронту", чтобы победить? Стать новым обличьем Николя Саркози и его Республиканцев.
Но зачем Франции еще одни Республиканцы? Они есть. А шансов у Марин Ле Пен перестать быть лидером французских маргиналов нет.
Она может сколько угодно дуть щеки и выдавать желаемое за действительное. Вот как в этом своем заявлении:
- Отныне "Национальный фронт", безусловно, первая партия Франции. За нее проголосовали патриоты, которые сделали четкий выбор в пользу альтернативы задыхающейся системе. Мы единственные, кто защищает нацию и ее суверенитет.
Поверить в это могут только ее сильно напуганные, и от этого еще более неадекватные, сторонники. Во Франции, и особенно в России.
! Орфография и стилистика автора сохранены