Знаковое событие произошло на Московском экономическом форуме. Если мне не изменяет память, то за последние лет 7 никто из представителей крупного бизнеса не выступал со столь серьезными обвинениями в адрес властей. Причины такой сговорчивости понятны. Любая не склонная к суициду корова предпочитает поделиться "молоком, а не говядиной". Господа Потапенко и Грудинин отнюдь не производят впечатление людей, утративших интерес к жизни и к своему бизнесу. Хотя я раньше ничего про них не слышал, но после этого выступления остался в полной убежденности, что они сильные, грамотные, психически устойчивые бизнесмены. Очень конкретные дяди.
Так что побудило их к такому рискованному демаршу? Мне кажется, что ответ очевиден: в России возникли непреодолимые противоречия между интересами власти и остатками чудом уцелевшего независимого бизнеса. Меня несколько удивила негативная реакция некоторых комментаторов на то, что Потапенко очень решительно открестился от своей принадлежности к оппозиции. Господа, давайте будем реалистами! Вы, видимо, ожидали, что после своей вдохновенной речи Потапенко (прихватив за компанию Грудинина) отправится брать приступом Кремль? Надо же понимать, людям есть что терять. По нашим временам выступить с такой смелой речью — это уже серьезный поступок. Надеюсь, что последствия для них не окажутся слишком тяжелыми. Сейчас важной мне представляется задача по донесению до населения информации о том, что интересы частного бизнеса — это и их интересы. Надо как-то объяснить, что пример практически всех удачно трансформировавшихся государств показывает, что ставку нужно делать на экономически активное население, на крепкий средний класс, на собственника. Не помню, кто сказал, вроде бы Евгений Чичваркин: "Государству не нужно помогать фермерам организовать ярмарку".
Достойно пера и поведение представителя номенклатуры в условиях жесткой и бескомпромиссной полемики. Как уже отмечал Игорь Яковенко,
вся эта пропутинская мерзость, начиная от младшего офицерского состава "информационных войск" и заканчивая "генералами" и крупными чиновниками, совершенно не способна держать удар.
На объективные и четко сформулированные претензии в ответ они начинают блеять. Понятно, что в условиях тотального государственного контроля над СМИ очень сложно навязывать бой на этом участке, но все же эту слабую сторону наших оппонентов необходимо учитывать.
Очень интересно будет наблюдать за развитием этой новой точки противостояния. Силы здесь, конечно, неравны. Но с учетом роста протестных настроений в различных слоях общества просматривается робкая надежда на возникновение синергетического эффекта при объединении самых разных социальных групп. Главный вопрос мне видится в том, как помочь широким массам подняться до того уровня обобщения, на котором становится очевидна связь между Крымом и Платоном.