Восстановление предустановленной гармонии
США всегда были предметом зависти и подражания советско-российского народа и власти.
Еще 90 лет назад главный идеолог партии Бухарин ставил целью воспитание "русских американцев" - деловых, энергичных, живущих по секундной стрелке, организованных деятелей. Послевоенный культ американского образа жизни отлично показан в "Стилягах".
Советско-российского обывателя никогда не смущало, что "у них негров вешают" (огорчило что наоборот - "подраспустили"). Настоящим манифестом советских технократических симпатий к США стала знаменитая "Деловая Америка. Записки инженера" Смелякова полувековой давности.
Про застойно-перестроечную эпоху аффектированного преклонения перед американским образом жизни уже молчу.
Америка - как сверхдержава, каждый житель которой верит в свою сверхпредназначение ("сияющий град на высотах", говоря высоким библейским логом Рейгана Великого), стала национальным и государственным идеалом российских националистов и государственников.
Разумеется, и на американском солнце были пятна - права человека, социальные программы и нежелание поделить мир с Великой Россией, признать за Москвой её империум.
Но случилось чудо - к власти в Америке пришёл тот, с кем связаны упования на быструю ликвидацию оных пятен.
И теперь можно разрешить мучительный внутренний конфликт миллионов - тайную восторженную зависть к Америке, совмещенную с исповедованием антиамериканизма, ставшего почти официальной гражданской религией. А всякое снятие порождающего неврозы внутреннего конфликта - уже причина эйфории.
Так 77 лет назад союз с Гитлером для множества сталинистов стал огромным моральным облегчением - можно было отбросить ненавистный интернационализм и всяческие большевистские заморочки о правах народов и справедливости и отдыхать душой в долгожданном братстве двух фашистских империй.
* * *
Редкий случай, когда судьба всего человечества зависит от одной фразы
6 лет назад китайский англоязычный официозный аналитический журнал рассказал, что в 1969 году Брежнев предложил Никсону (см. приложение) оставаться нейтральным в случае ядерного удара по Китаю.
В ответ Никсон сказал, что советская ракетная атака на Китай будет для США поводом к войне. В журнале отмечалось, что Китай всегда будет помнить эту американскую позицию. Вот так одна фраза президента США изменила всю мировую историю.
Вчерашнее начало фронтального наступления асадовских сил на повстанцев вблизи границы с Турцией и сегодняшнее сообщение об уже второй за полгода поимке украинских диверсантов в Крыму (на этот раз - в Севастополе) очевидно указывает на готовность вдохновленного Кремля идти ва-банк по всем азимутам его экспансии.
"Белые нитки" августовской истории, возможно, стоили места Сергею Иванову. Все путинские и лавровские громогласные заявления о прекращении "бессмысленного нормандского формата" были быстро забыты.
Недавние берлинские посиделки, анонсировавшие подготовку уже через три недели дорожную карту по урегулированию "юго-восточной" ситуации, включая принципы и порядок размещения полицейских сил ОБСЕ в зоне конфликта, явно уже воспринимаются Москвой как нечто из далекого прошлого, подлежащего забвению.
Новая "диверсионная" история для этого - идеальный предлог.
Единственный вариант охолонить Кремль, явно пустившийся во все тяжкие - это экстренное совместное заявление Обамы и Трампа об их решимости дать отпор московской агрессии и иллюзорности попыток пролезть в зазор между старой и новой американской администрациями.
Поэтому все сейчас зависит от готовности Трампа публично солидаризоваться с Белым домом, не требуя при этом никакой политической платы. И от готовности Обамы предложить Трампу совместно выступить и потребовать от Путина возвращения к переговорам.
Приложение.
"Le Figarjo"
Арно де Ла Гранж (Arnaud de La Grange)
Как Никсон спас Китай от советского ядерного удара
По данным официального китайского журнала, в 1969 году Москва планировала ядерную атаку
В конце 60-х годов Америка спасла Китай от ядерного удара Советского союза. Об этом говорится в цикле статей, публикуемых в журнале Historical Reference, который напрямую зависит от официальной газеты китайской компартии "Жэньминь жибао".
В октябре 1969 года Китай готовится к ядерной атаке СССР. Лидеры режима разъезжаются по стране, чтобы минимизировать риски. Мао направляется в Ухань, его правая рука генерал Линь Бяо располагается в Сучжоу, а генеральный штаб занимает подземные бункеры к западу от Пекина. 940 000 солдат, 4 000 самолетов и 600 кораблей получают приказ покинуть свои уязвимые для нападения базы, а рабочим раздают оружие, чтобы те стреляли в советских пилотов и десантников.
Толчком для этих событий стала серия столкновений на приграничной реке Уссури. С обеих сторон за конфликтом последовали массовые демонстрации и мобилизация войск.
Как утверждают авторы статьи, СССР предупредил своих восточноевропейских союзников о планах нанести ядерный удар, чтобы "избавиться от китайской угрозы и покончить с этим современным авантюристом". 20 августа посол СССР в Вашингтоне ставит в известность Киссинджера и требует от США сохранять нейтралитет. Тем не менее, США создают утечку информации в прессу, и 28 августа Washington Post пишет о том, что Москва планирует обстрелять ядерными ракетами ряд китайских городов и военных объектов. В сентябре и октябре напряженность достигает максимума, и граждане Китая получают приказ копать укрытия.
Китайская атомная бомба
Москва вновь пытается прощупать намерения США. Как говорится в статье, Никсон рассматривает СССР как главнейшую угрозу и не хочет чрезмерного ослабления Китая. Также он опасается и последствий ядерной войны для 250 000 расквартированных в Азии американских солдат. 15 октября Киссинджер предупреждает советского посла о том, что в случае агрессии США вмешаются в конфликт и нанесут удар по 130 городам СССР. Пять дней спустя Москва отменяет все свои планы и начинает переговоры с Пекином. Кризис завершается.
В официальном китайском журнале также утверждается, что тот факт, что Вашингтон дал Москве "красный свет", был отчасти реваншем за события пятилетней давности, когда Советский союз отказался создавать препятствия на пути Китая к созданию атомной бомбы. СССР отклонил предложение о совместной с американцами атаке на испытательный центр Лобнор в провинции Синьцзян. Никита Хрущев заявил, что китайская программа не представляет угрозы. 16 октября 1964 года Пекин успешно осуществил первое ядерное испытание. По словам президента Линдона Джонсона, это был "самый черный и трагический день для свободного мира".
В статье также говорится о еще трех случаях, когда Китаю угрожал ядерный удар, хотя на этот раз опасность исходила уже из США. Самый известный эпизод – это война в Корее. Кроме того, причиной возможной атаки могла бы стать и конфронтация Китая и Тайваня в 1955 и 1958 году. Автор статьи "Никсон" Лю Ченшан не уточняет, с какими архивами он работал. Он признает, что другие специалисты не согласны с его заключениями. Тем не менее, публикация его работы в официальном журнале наводит на мысль о том, что он мог опираться на серьезные источники и что его статья подверглась самой тщательной проверке."
! Орфография и стилистика автора сохранены