Обстрел из Градов Новолуганского многие сравнивают с обстрелом Мариуполя в январе 2014 года. И там и там совершенно бессмысленное с военной точки зрения применение РСЗО против гражданского населения. Внезапный короткий залп в дневное время, когда люди наиболее уязвимы и у них нет возможности укрыться. Никаких военных целей поблизости, на которые можно было бы списать причину обстрела.

Между этими двумя событиями существуют и другие параллели. Целью применения БМ-21 по жилым кварталам Новолуганского было понять возможную реакцию Запада на обострение на Донбассе. Целью обстрелов окраин Мариуполя было прозондировать возможную реакцию на военную операцию по организации сухопутного коридора в Крым. В тот раз реакция последовала достаточно жесткая, чтобы издержки от прокладки сухопутного коридора превысили стоимость строительства моста.

Через неделю после обстрела Мариуполя правительство РФ заявило о начале финансирования Керченского моста. До этого момента, то у них Ротенберги отказывались строить мост, то Украина не давала согласие. На самом деле, все было проще. Войсковая операция по организации сухопутного коридора стоит сотни миллионов, а мост сотни миллиардов. В логике обитателей Кремля выбор очевиден. Неизвестной величиной были потери от возможного усиления санкций. Обстреляли Мариуполь, уточнили потери, вздохнули и принялись строить мост.

Сейчас у Кремля другие задачи. По логике асимметричной войны, изложенной в докладе начальника ГШ Валерия Герасимова, на Донбассе наступил завершающий - "миротворческий" этап. Он ожидался еще на думские выборы, но в Кремле решили отложить окончательное решение до прихода новой администрации США. Даже вмешались в выборы, чтобы получить необходимый для себя результат. Результат получился обратным и теперь пришлось обстреливать Новолуганское, чтобы выяснить недостающие детали для выбора оптимального варианта "миротворчества".

Базовый сценарий я описывал полтора года назад - вывод "ихтамнетов" в обмен на заложников из вооруженной миссии ОБСЕ. Именно в таком виде эта идея не так давно прозвучала из уст президента РФ. Вооруженная миссия вдоль линии соприкосновения блокирует любые наступательные действия Украины, при этом контроль над границей и оккупированной частью Донбасса остается за Кремлем. Если бы переговорщиком была Тальявини, сейчас продвигался бы этот вариант. С Волкером реализация подобного сценария натолкнулась на определенные проблемы.

Сейчас в Кремле обсуждают резервный вариант - ввод на Донбасс российских "миротворцев". То есть, замена российских войск без знаков различия на российские войска в белых касках на белых танках и БТР. С небольшими отличиями в деталях именно такой сценарий был когда-то реализован в Грузии и Молдове. В этой ротации все хорошо, кроме одного - нужен информационный повод для ввода войск. Сейчас в Кремле придумывают, как его создать. Обстрел Новолуганского, судя по внешним признакам, является частью этого обсуждения.

Общий смысл - на оккупированной части Донбасса должно произойти что-то такое, что представляло бы опасность приграничным регионам РФ и "вынудило" Москву пойти на военное вмешательство в ситуацию. Проработка первого сценария - внутренняя нестабильность в "народных республиках" - продемонстрировала креативность Кремля. Военный переворот в одной из "республик" и/или война между "республиками" действительно может легитимизировать внешнее вмешательство. Проблема в том, что этот вариант плохо сочетается с "выборами" в РФ.

Проба пера в Луганске показала, что "враждующие республики", угрожающие приграничным регионам РФ вызывают разрыв шаблона у среднего российского избирателя, который не в силах купировать даже кремлевская пропаганда. Это сводит на нет все усилия АП по достижению цифр, близких к 70/70. "Патриотически" настроенный электорат либо мигрирует в сторону КПРФ и ЛДПР, либо радикализуется, если эти "политические силы" не допустить на "выборы". Ситуацию можно частично сгладить тасуя лидеров этих "партий". Проблема в том, что одному из лидеров, стажировавшемуся когда-то в ТуркВО по ВУС-6201, вряд ли возможна замена.

Другой сценарий нестабильности на Донбассе, "вынуждающей" Кремль начать "миротворческую операцию" - нападение Украины на "народные республики". Здесь ничего сложного, достаточно начать военное обострение и обвинить в этом Украину. Проблема в том, что в это поверят только внутри России. Как и в то, что новые санкции США это наказание за попытку Москвы "остановить кровопролитие". Много плюсов и одно неизвестное - уровень санкций. Слишком дорого за "миротворческую" операцию в Кремле не готовы платить. Зато готовы шантажировать Запад обострением, чтобы смягчить санкции при сохранении существующего статус-кво.

Вернемся к обстрелу Новолуганского. Реакция ЕС достаточно вялая. Меркель и Макрон уговаривают Москву соблюдать Минск-2, вернуть офицеров СЦКК и не делать бяку. Этого мало, чтобы остановить реализацию планов Кремля. Зато реакция США спокойная и последовательная. В сумме это похоже на доброго и злого полицейского и точно не похоже на капитуляцию перед агрессором, как это было в Крыму. Кроме усиления персональных и экономических санкций, военной помощи Украине и дальнейшей политической изоляции, под вопросом оказывается ЧМ по футболу 2018. В общем, не время для "миротворчества".

Сложно сказать, чем все закончится. Кремль демонстрирует высокий уровень креативности. Злые языки утверждают, что информацию о готовящихся терактах в Питере США получили наблюдая вовсе не за террористами с "визитками Яроша", а шпионя за ФСБ. Выход информации о терактах в публичную плоскость делает проблематичным подобный способ мобилизации россиян вокруг нового-старого президента. При этом Запад продолжает давление по всем направлениям, оставляя пространство для диалога. Если диалогом можно назвать ситуацию, когда одна сторона действует с позиции силы, а вторая придумывает, что бы еще учудить.


P.S. На фото скиншот из доклада НШ ГШ РФ Валерия Герасимова. Нас интересует правая часть картинки.
 

P.S.2. Описание базового сценария "миротворчества".
 

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены