Прежде чем снова перейти к руандийской теме (а это, вероятно, случится), вспомню события в другой стране. Почти 15 лет прошло с одного знаменательного, но малоизвестного момента.

Эфиопия знала режимы жесткие - и режим чудовищный. Чудовищный возник на почве социалистической ориентации и большой любви с СССР и Кубой.

В 1974-м был свергнут император Хайле Селассие (тот самый, которого растаманы считают земным воплощением Джа, собственно, от его имени до коронации название "растафарианство" и произошло: рас Тэфэри Мэконнын - можно перевести как "великий князь" Тэфэри Мэконнын).

Император Хайле Селассие I был свергнут, а затем убит (хунта сообщила, что скончался от старости)

 

К власти пришла военная организация, называвшаяся "Дерг".

В СССР говорили - "Временный военный административный совет Эфиопии", всячески избегая "фашистского" слова "хунта", хотя, конечно, это она самая и была. В лучшем виде

После того, как двое лидеров "Дерг" были убиты (не монархистами, а своей же "стаей товарищей", хунту окончательно возглавил Менгисту Хайле Мариам - большой друг СССР и Леонида Ильича лично. В Эфиопии его считают местным "Сталиным", хотя, пожалуй, персонаж был брутальнее Виссарионовича. Тот, по крайней мере, лично никого не убивал, а вот на товарище Менгисту есть подозрения в том, что престарелого императора задушил он сам - во всяком случае, императорским перстнем похвалялся.

Дальше произошло многое - война с Сомали, внутренняя война в мятежной провинции Эритрея, а потом и не только, огромные средства, полученные на борьбу с голодом и пущенные на празднование 10-летия прихода хунты, "красный террор", пытки и казни. О том, что творили друзья СССР, можно рассказывать очень долго.

Однако к 1991 году, когда СССР находился при последнем издыхании, эфиопский режим уже агонизировал. Повстанческие фронты окружили столицу. Менгисту ныл и требовал от кризисного СССР военной помощи, объявил всеобщую мобилизацию, потом выступил с речью, заклеймив в очередной раз "предателей", сел в самолет и благополучно удрал в Зимбабве к другу Мугабе. Где живет и по сию пору.

Менгисту Хайле Мариам - стал главой Эфиопии, пройдя по трупам как врагов, так и соратников

 

Но все это - предисловие. Потому что кое-кто из хунты "в давке остался"

И.о. президента звали Тесфайе Гебре Кидан. И был он одним из генералов, как раз ответственных за "красный террор, и за голодоморы в провинциях. Такой анамнез был несовместим с жизнью под властью повстанцев.

Подбитый танк советского производства в Аддис-Абебе

 

Правил он примерно неделю. Предложил повстанцам перемирие - они его, ясное дело, не приняли. А потом тоже бежал - в посольство "колониалистской" Италии. Вместе с министром иностранных дел.

Итальянские дипломаты членов хунты не выдали. А новые власти оказались отнюдь не "талибами" и никого из посольства вытаскивать не стали. Но это, конечно, означало долгие годы "полуареста" - как в случае с Ассанжем, но еще дольше, целых 13 лет.

Пожалуй, это наказание было пострашней быстрой казни. "Стая товарищей" искренне ненавидела друг друга. "Сидеть" им пришлось в банке с пауками.
Естественно, посыпались взаимные обвинения - "а вот если бы не ты...", "а ты и вовсе предатель!"

Бывшие "строители коммунизма на африканской земле" постоянно сталкивались друг с другом. 13 лет Гебре Кидан доставал главу МИДа тем, что у последнего жена была из провинции Эритрея, а, стало быть, он - предатель дела "Дерг".

Развязка последовала в июне 2004 года.

Министр иностранных дел коммунистической Эфиопии врезал бутылкой по голове (вероятно, "после совместного распития спиртных напитков", как принято писать в полицейских протоколах) и.о. президента коммунистической Эфиопии.
Удар оказался смертельным, медицина была бессильна.

Кстати, министр и по сей день находится под "полуарестом" в посольстве.

Так иногда окончательно умирают тоталитарные режимы: при помощи бутылки и осколков.

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены