Комитет "Гражданское содействие" представил доклад "Один признанный беженец за девять лет. Обзор ситуации с беженцами из КНДР (Северной Кореи) в России".
Как следует из доклада, несмотря на все сложности и препятствия, ходатайство о предоставлении статуса беженца с 2011 года смогли подать 207 граждан КНДР, но
только одному из них российская миграционная служба предоставила статус. Это произошло в 2011 году.
Доклад составлен два месяца назад, но не публиковался из опасения привлечь внимание к его героям. Но сейчас на Дальнем Востоке началась новая волна охоты на граждан КНДР, и публикация доклада сможет привлечь внимание к судьбам двух новых жертв политики РФ в отношении лиц, ищущих убежище, из страны, известной жестоким тоталитарным режимом.
История первая
27 августа к адвокату сети "Миграция и право" Татьяне Тютюник обратился гражданин КНДР Ким Сухо и сообщил, что сбежал с территории кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский, где учился на втором курсе. Он действительно сбежал, потому что северокорейские студенты не имеют права выходить за территорию кампуса, пользоваться телефоном и заводить любые "опасные связи".
8 сентября адвокат и Ким приехали в миграционную службу Владивостока подавать заявление на установление личности с целью обращения за убежищем. Когда Ким находился в кабинете сотрудника миграционной службы, к Тютюник в коридоре подошел кореец, назвался другом Кима и сказал, что хочет с ним поговорить. Ким увидел "друга" и понял, что его хотят похитить. Оставшись один в комнате, худенький Ким вылез из окна, протолкнувшись между прутьями решетки, и убежал. Тютюник потом видела пятерых корейцев, которые в парке искали Кима.
Тютюник и Ким 10 сентября вновь приехали в миграционную службу, откуда Ким поехал в город Артем, где он временно поселился. Около дома его остановили люди в штатском.
По словам водителя, это были российские граждане. Они увезли Кима во Фрунзенский отдел полиции Владивостока.
Там адвокату сообщили, что граждан КНДР у них нет. Тютюник подала заявление о пропаже человека. Позднее Ким прислал SMS-сообщение, что он находится в полиции Артема. Туда адвокат приехала уже к ночи, отделение было закрыто. Дежурный рассказал ей, что Кима к ним привозили, что в отделение съехались машины ФСБ и консульства КНДР — это можно было определить по красным дипломатическим номерам. Ничего определенного о судьбе доверителя адвокат не узнала.
Правозащитникам удалось получила подтверждение применения Правила 39 регламента ЕСПЧ, запрещающего выдачу или высылку Кима Сухо. Есть надежда, что еще не поздно.
История вторая
В июле к адвокату сети "Миграция и право" Любови Татарец обратился гражданин КНДР Чон Ын Сик, врач в клинике Ци в Благовещенске. Его преследования начались после того, как по просьбе брата, находящегося в КНДР, он позвонил его другу в Республику Корею.
К Чону начали приходить правоохранители, его вызывали на беседу. 15 июля в паблике "Новости Благовещенска" появилось сообщение, что Чон находится в розыске.
Он с адвокатом пришел в отдел розыска, после чего Татарец начали звонить неизвестные корейцы с просьбой передать Чона. Дважды они приходили к адвокату домой. На 22 июля была назначена процедура установления личности Чона, но на прием он не приехал. Позднее выяснилось, что ночью в дом, где он прятался, пришли сотрудники полиции. Выглянув, Чон увидел соотечественников и убежал через огороды в лес, вышел на трассу и поймал такси.
После этого адвоката несколько раз вызывали в полицию для дачи объяснений, где находится Чон и кто помог ему сбежать. Недавно Татарец узнала, что Чон уехал в Хабаровск, там его настигли спецслужбы КНДР, но ему удалось от них сбежать. Где сейчас находится кореец, неизвестно. Адвокат Татарец едет в Хабаровск.