После двух адмиралов Канарисов почему то хочется вспомнить двух юристов Мартенсов, и почему то как раз 8-го мая.

Георг Фридрих Мартенс (1756-1821). Трудолюбивый и почтенный немецкий юрист. Под громы Французской революции впервые разработал систему международного права. Однофамилец его Фридрих Фромхольд Мартенс родился в 1845-ом в Пярну в семье немецкого портного. Впрочем, эстонцы уверены, что эстонского, просто говорил он по-немецки. Пусть так. Родители умерли рано. Мальчик попал в сиротский дом в Петербург и закончил школу при немецкой Петерскирхе. Потом университет, юридический факультет. Интерес к международному праву. Вдумчивый профессор сказал тогда: "Ну что ж, пусть и у нас будет наш Мартенс". Звать его стали Фёдором Фёдоровичем. Однофамильца Георга Фридриха он помнил и ценил всю жизнь.

В 19-ом – начале 20-го века прошло четыре мирных конференции. 1868 – в Петербурге (на ней было принято решение о запрете разрывных пуль!), 1874 – в Брюсселе, 1899 – в Гааге, там же в 1907-ом. Следующая была намечена на 1915-ый... Все конференции были созваны по инициативе России. Да, да, именно так. Можно говорить о непоследовательности, авантюрности внешней политики и Александра II и особенно Николая II, но в метаниях внешнеполитических амбиций тогдашней России идея "вечного мира" вспыхивала весьма ярко. Александр III, консерватор-мракобес, но категорический противник любой войны, говорил, что у России только "два союзника – армия и флот", он мог бы добавить – и "ещё Фёдор Мартенс".

К тому времени знаменитый юрист-международник, историк права, русский дипломат и человек непререкаемого авторитета и честности, признанных во всем западном мире. Практически все три последних конференции – это юридически проработанные Мартенсом документы. Примат международного права над национальным – его главное правило. И соблюдение прав личности внутри государств, – субъектов международного права: "Только то государство, в котором личность получила признание своих прав, может стать членом правильно организованного международного общения". Петербургская школа.

Его называли "лордом-канцлером" Европы и звали судьёй, возникли ли спорные вопросы между Англией и Нидерландами, или США и Мексикой... Гаагская конвенция, отказ от ядов, права военнопленных – все это и многое другое – разработки Фёдора Мартенса.

В 1899, на пороге нового века, он приехал в Гаагу с радикальной идеей замены войн международным арбитражем. И идеей постройки в Гааге специального здания для этого суда. Идею поддержал знаменитый меценат Карнеги. Здание построено. В нем ныне и арбитражный международный суд и суд по международным преступлениям.

В 1899-ом рядом с Мартенсом в Гааге был ещё один замечательный русский представитель. Огромный его труд, к этой конференции выпущенный, я с удивлением нашёл недавно на сайте Тверской епархии. Но, – об этом человеке – в другой раз.

Евгений Вильк

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены