Коллега Ксения Кириллова попыталась найти ответ на вечный русский вопрос. Очень интересный анализ, но я хотел бы его немного расширить.
Сама постановка вопроса о том, можно ли найти лекарство от коррупции в российской армии, и не просто найти, а такое, чтобы оно было как минимум не хуже болезни, сродни поиску философского камня.
Им нужен не просто философский камень, а Чудо-Камень. Который они могли бы сразу бросить в Курской области, и не только в ней.
Смысл в том, что это должно быть последнее чудо. Поскольку все предыдущие чудеса, а именно Чудо-Путин, Чудо-Шойгу, Чудо-Армата, Чудо-Самолет и другие, уже не сработали. Эти чудеса были известны, но теперь все надежды на никому не известное Чудо.
Чудо-Честный российский генерал, в нескорых местах даже Богатырь. Причем на это чудо возлагают надежды все. Z-патриоты, либеральные патриоты и, возможно, даже те на Западе, которые еще не оставили надежду на выстраивание отношений с Москвой в будущем и в силу этого сдерживают ВСУ.
Надежды эти пустые. И вот почему.
Во-первых, аресты в руководстве МО никакого отношения к борьбе с коррупцией не имеют. Это спецманипуляция и спецразборка. Борьба с коррупцией внутри коррупции. Масштаб предъявленных обвинений свидетельствует именно об этом.
Бюджет МО расходовался таким образом, что подавляющее большинство закупок осуществлялось у самих себя. Техника и вооружение закупались у Чемезова или олигархов-фронтменов. ГСМ — у Роснефти и немного у Лукойла. Продовольствие тоже у своих. При этом существовали специальные структуры, которые осуществляли контроль реальной себестоимости. Соответственно возникли вопросы, связанные с недокладыванием тигру небольших кусочков мяса на фоне неудач тигра в осуществлении прыжков.
Во-вторых, самое смешное, что потенциал борьбы с коррупцией в армии уже давно реализован. Именно с него начал В. Путин после Мюнхенской речи, назначив А. Сердюкова на должность Министра обороны. И именно А. Сердюков выжал из борьбы с коррупцией все возможное в российских условиях. Он оптимизировал структуру ВС, ликвидировал коррупцию на всех уровнях, кроме высшего, провел еще ряд реальных антикоррупционных мер, которые в максимальной степени снизили влияние. Именно он, как рациональный и разумный человек, понял, что для снижения уровня коррупции и оптимизации бюджета МО необходимо сбросить непрофильные активы, эксплуатация которых поглощает огромные средства. Причем для государства их выгодно было отдать даже за рубль.
Что произошло дальше, всем известно. Он настроил против себя генеральскую фронду. Против него ополчилась вся гиперморальная часть оппозиции. В этой ситуации В. Зубкову и С. Иванову ничего не стоило провести аппаратную (именно аппаратную, а не оперативную) комбинацию и доказать В. Путину, что борьба с коррупцией — это не наш метод. Самодеградация армии успешно продолжилась, чему любой нормальный человек в нынешних условиях должен только радоваться.
В-третьих, А. Сердюков прекрасно понял потенциал борьбы с коррупцией и по возможности его реализовал. Но ни он, ни ОПГ "Кремль", ни этот народ не поняли самого главного — прежде чем тратить огромные деньги на оборону, нужно создать для людей тот уровень жизни, который они захотят защищать. Это никто в России ни понять, ни реализовать не в состоянии.
Поэтому, читая аналитику о том, как может усилиться или качественно измениться российская армия без С. Шойгу, Д. Булгакова, Р. Цаликова, Т. Иванова и т.д., я с трудом скрываю улыбку.
Армия эффективна лишь тогда, когда она предназначена для защиты народа, а не власти или территории. А для защиты народа необходимы не только совершенно другая армия, но и другая Военная доктрина, другие союзники, другое понимание своих интересов и возможностей и вообще-то другая страна или страны. Которые должны возникнуть после Победы Украины.
И последствий, которых не только не следует опасаться, а которые, наоборот, стоит как можно сильнее приближать.