Реконструируем экспортную версию трампизма по итогам европейского турне и двух больших речей вице-президента Вэнса (на Форуме по ИИ в Париже и на Конференции по безопасности в Мюнхене).
Сочетание хардкорного национализма, либертарианских взглядов на свободу слова и права личности и технооптимизма.
1) Набор предлагаемых к защите "традиционных ценностей" сильно отличается от того, что мы считаем таковыми. Тут свобода слова, совести, право на культурный и политический выбор в рамках представлений, восходящих к Франклину. Эти ценности называются "традиционными", потому что составляют основу американской политической традиции, а не потому, что они такие уж "консервативные" в европейском понимании.
2) Демонстративная неприязнь к любому авторитарному контролю – от "цензуры" до строгих регуляторных норм в области технологий; от давления на оппозиционные партии до поползновений начальства определять образ жизни малых сих. Тут "Закон о цифровых услугах ЕС", ограничивающий возможности американских компаний и продвижение разного рода "меньшинств" представляет одно и тоже. Свобода лучше, чем несвобода, потому что свобода зарабатывает, а несвобода только уныло делит. Здесь же подчеркиваемый "антиэлитизм". Претензия: непонятно кто с фальсифицированным "демократическим мандатом" вдруг решил учить, что есть рурскому рабочему и как зарабатывать американским компаниям.
3) К свободе - одно системообразующее требование. Эмитентом любой свободы являются США. Именно США должны быть "великими снова", а для этого полностью контролировать доступ к плодам научно-технического прогресса. К ИИ и инфраструктуре вокруг него. При этом не позволяя другим странам использовать их не просто в своих интересах, а по своим законам. Буквально, "чтобы свобода процвела в мире, все должны быть подключены к наиболее прогрессивным технологическим решениям, которые создают наши компании. Но чтобы этого достичь, все должны копировать нашу регуляцию и не вмешиваться в деятельность наших бизнесов по зарабатыванию денег для Америки". Тут либертарианство заканчивается и начинается твердый техноимпериализм.
4) По самому ИИ Вэнс повторяет логику умеренных энтузиастов. Не "ничего не будет, кроме ИИ", а ИИ должен, не заменяя работающих, помогать им зарабатывать. Также экономике сильно поможет "сопутствующая инфраструктура" технологического перехода. Польза ИИ-революции не в том, что ИИ чего-то там позволит достичь по списку обещанных драматических достижений, а в том, что миллионы рабочих будут получать зарплату добывая ископаемое топливо для питания его дата-центров. Так что реальная экономика с реальными занятыми снова в порядке. Эта изящная мысль позволяет Вэнсу считаться "технооптимистом" и обещать своим избирателям "из простых" хорошую жизнь.
5) По миграции – гибко. Мигрант – инструмент экономического роста. Мигрант одновременно и нужен, и не должен отнимать работу коренных жителей. (В этом смысле, например, визы талантов для математиков совершенно оправданны). При этом мигранты не должны и не могут быть культурно и политически операционализированы "преступными элитами". То есть, использовать мигрантов, чтобы "ломать" традиционные системы политотношений и иерархий (как в Европе) нельзя, а чтобы полы подметать, клубнику собирать или модели ИИ создавать – можно и нужно. Поэтому жесткое полицейское администрирование всего "чужого" вместо попыток инклюзии.
Итого:
- Сильное государство, которое защищает национальные интересы внутри и вне границ.
- Представление о национальной политической и культурной традиции как о сокровище, нуждающемся в защите.
- Минимальное вмешательство в экономике, отказ от регулирования прогресса.
Это создает благосостояние "простого человека" - ключевую историю, несопоставимую по важности с абстракциями вроде "климата" или "толерантности".
Выглядит одновременно стройно и противоречиво. В любом случае, настоящий свежий ветер в идеологическом конструировании.
! Орфография и стилистика автора сохранены