К сожалению, основные новости минувшей недели вновь поступали к нам с пылающего Кавказа. Правда, новостями их можно было назвать с большой натяжкой. Даже официальные лица уже признали, что сегодня в телевизионном эфире развернулась самая настоящая информационная война. Причем война, в которой, по меткому выражению кинокритика и социолога Даниила Дондурея, один выпускающий редактор стоит целой ракетной батареи или мотострелкового батальона.
Кстати, очень любопытный момент. Власти часто упрекают своих оппонентов в отсутствии "конкретных конструктивных предложений". Словно отвечая на этот упрек, Дондурей в программе "Дым Отечества" (RTVi – "Эхо Москвы") назвал ряд конкретных мер, которые, на его взгляд, следовало бы предпринять руководителям телеканалов для обеспечения грамотного информационного сопровождения силовой акции.
По его профессиональному мнению, прежде всего, еще до начала акции следовало распространить заявление президента, предупреждающего грузинскую сторону об ответственности за последствия нарушения соглашения о прекращении огня. Одновременно в эфире нужно было разместить многочисленные информационные программы, рассказывающие об истории Южной Осетии и истоках конфликта в этом регионе, показывающие численность и дислокацию войск в районе Цхинвали и возможные направления главных ударов в случае перехода конфликта в "горячую фазу".
Дондурей считает, что событиям в регионе должны были быть посвящены несколько популярных ток-шоу. Ради этого их создателей следовало бы даже срочно отозвать из летних отпусков. По убеждению социолога, ни в коем случае нельзя было избегать обнародывания критических, в том числе, резко критических мнений о действиях российского руководства. Суть этих действий нужно было грамотно разъяснять не только российской, но и зарубежной аудитории.
По-моему, трудно представить себе более конкретные и ясные рекомендации по реформированию информационной политики на нашем телевидении. Но для начала нужно "реформировать" идеологические установки на противостояние со всем миром у наших "бойцов информационного фронта". Но вот этого-то, судя по всему, и не произошло.
Телевизионщики взяли за основу худшие образцы пропаганды времен "холодной войны". Недаром многие телезрители отмечали поразительное сходство сегодняшних выпусков программы "Время" (Первый канал) с сюжетами той же программы тридцатилетней давности, которые сейчас шутки ради демонстрируются в эфире канала "Ностальгия". Точно также, как и тридцать лет назад, сегодня с экранов звучат призывы "заклеймить позором американскую военщину" и "дать отпор натовским ястребам".
Большинство критиков и наблюдателей отметили, какое неприятное и даже брезгливое ощущение оставил скандальный сюжет "Вестей" (канал "Россия"). Напомню, что в нем Эрнест Мацкявичус старательно озвучивал чужой текст, в котором Михаил Саакашвили напрямую – в том числе с помощью компьютерной анимации – сравнивался с Гитлером. Нам показали дом, где родился грузинский лидер, рассказали о его трудном детстве, безотцовщине, разладе со сверстниками, посплетничали о, якобы, разгульной жизни в годы учебы в Киеве. Неизвестный широкой публике психиатр Фарит Сафуанов, представлявший недоброй памяти Институт имени Сербского, долго и неубедительно рассказывал нам о неадекватности грузинского президента. Бессовестная речь "ученого мужа" щедро иллюстрировалась малопонятными графиками и диаграммами.
Похоже, наши пропагандисты смело вторглись в "зону ответственности" геббельсовского ведомства и уже готовы по части искажения фактов превзойти своих именитых учителей. Это, кстати, блестяще подтвердило выступление в программе "Особое мнение" (RTVi – "Эхо Москвы") вернувшегося из отпуска Максима Шевченко. Посвежевший и окрепший Максим на этот раз превзошел сам себя. Начал он свой монолог с заявления, что Абхазия и Южная Осетия не являются для него "непризнанными республиками", поскольку сам для себя он их давно признал. По утверждению кремлевского пропагандиста, наши войска "принесли мир на границы нашего отечества". В этом он мне напомнил марсианских агрессоров из трагифарса "Марс атакует". Зрители, вероятно, помнят, что перед тем, как открыть огонь по землянам, эти уродливые человечки кричали, что "пришли на Землю с миром".
Признаться, я долго ждал, когда же Шевченко обрушится на столь ненавидимый им Израиль. Дождался – отвязный "отпускник" предложил ввести российские войска и в эту страну ради "установления мира в секторе Газы". После чего отпали последние сомнения в сходстве приемов нашей пропаганды с тем, как работали шестьдесят лет назад коллеги незабвенного Штирлица.
Кстати, официальные журналисты обычно нервно и неадекватно реагировали на упреки в необъективности. Так, корреспондент Первого канала Антон Степаненко и представитель канала ТВ-Центр Евгений Поддубный в эфире программы "Телехранитель" ("Эхо Москвы") заявили, что сами не видели воочию "зверств грузинской военщины", о которых рассказывали в своих сюжетах, но много слышали о них от очевидцев.
На робкие замечания зрителей о несоразмерности российской реакции, они тут же отвечали, что грузины открыли ночью огонь по мирному спящему городу, в то время как российские войска четырнадцать лет назад перед началом бомбардировок дали возможность мирным жителя покинуть Грозный.
Это откровенное вранье рассчитано, очевидно, на тех, кто только родился в дни начала "первой чеченской" или же находился тогда в ясельном возрасте. Очевидцы и современники событий прекрасно помнят, как все происходило на самом деле. Придется признать правоту экс-депутата Госдумы Александра Лебедева, который в эфире программы "Грани недели" (RTVi – "Эхо Москвы") сказал, что главная причина вопиющего поражения российской прессы в информационной войне заключается в отсутствии независимой печати и телевидения, самостоятельного парламента и реальных партий в стране.
Последнее также подтвердил политолог Николай Злобин в программе "Дым Отечества". Он рассказал, как наши политики и депутаты отказывались в первые дни конфликта общаться с тележурналистами и просто бросали телефонную трубку. Это происходило, очевидно, потому, что в России сейчас нет политиков, а есть зависимые от начальства чиновники, которые не имеют права высказывать какие-то личные мнения без соответствующего указания сверху.
Как только по каналу RTVi завершился показ программы "Дым Отечества", на "России" стартовали итоговые "Вести недели". Зрители, только что бывшие свидетелями попыток анализа ситуации, вновь услышали в эфире главного государственного канала чеканные фразы о том, что "за мир на Кавказе заплачено жизнями 1600 человек" и увидели выступления очевидцев, которые со слов других очевидцев красочно повествовали, как грузины давили танками детей и вспарывали животы беременным женщинам.
Как очевидец первой югоосетинской войны не исключаю, кстати, что какие-то факты или их часть, могли иметь место. Но доказательств нам опять не удосужились предоставить. На экране царила голая пропаганда.
Надеюсь, что рано или поздно это станет ясно не только специалистам. Вспомнилось в этой связи, как получасом ранее политик Владимир Рыжков сказал в эфире RTVi, что ни один даже самый опытный политтехнолог не заставит считать черную кошку белой.
В этом с ним трудно не согласиться.