Перечитывая статью израильского историка Юваля Харари об уроках Стоунволла и судьбе ЛГБТ в мире, поймал себя на том, что спотыкаюсь на каждом абзаце.

Автор красочно рисует глобальную угрозу гей-сообществу в Западном мире, но не спешит с аргументацией.

"В течение этих пятидесяти лет произошли поразительные изменения" (в социализации гей-сообщества). "В Израиле также произошли колоссальные изменения после Стоунволлских бунтов"... (Далее - примеры политиков, известных персон, достижений, прав и равенства).

На этом бы статью можно и закончить, но после ссылок на "перемены" - автор рисует картину глобального гомофобного Апокалипсиса. Всё это - обратимо (говорит Харари): гей-браки, права человека, европейские "Хартии" и прочие сотни, тысячи законов и правовых норм, опыт политической борьбы сотен тысяч людей - за права и равенство.

Всё это фикция: социальный опыт огромных масс людей, традиции, правозащитные движения, миллионы участников гей-прайдов в Европе и Штатах, открытые ЛГБТ-политики, спортсмены, актёры, певцы и депутаты. В один момент они вдруг испарятся - и отправятся на Марс. А в Европе грянет тоталитаризм (гей-Холокост, средневековье и сползание ЕС в Третий рейх).

Вы спросите - с чего бы это? Где предпосылки и причины? Харари отвечает:

"Достижения последних 50 лет не являются гарантийным обязательством на будущее. История никогда не развивается линейно.." (Допустим, а как именно?)

"Даже в западных странах, США и Австралии, гомофобия может снова войти в моду..." (конец цитаты). Понимаете в чём фокус? Речь идёт о "моде"... "Может снова войти..." А может и не войти. (Терминология историка).

Напрасно вы будете ждать от Харари хоть каких-то ссылок на социально-политические причины и основания этой странной исторической аберрации.

Никаких реальных аргументов.

Была вот западная "мода" на многолетнюю борьбу за права человека (включая ЛГБТ-равенство). А теперь (говорит профессор) "может" появиться "мода" на гомофобию, дискриминацию и отказ от прав человека. Вектор истории - что дышло. Хочет - туда, а хочет - сюда.

Реальный политический процесс, приведший Европу к её правовому состоянию (с историей борьбы, с гигантским опытом освобождения от стигм и предрассудков, с реальной демократией) - это (по Харари) - не История, не объективный социальный процесс, - а "мода" и поветрие.

Можем сотни лет "модно" двигаться в эпоху Просвещения и пост-индустриального общества. А можем катиться в сторону нового "рейха", дискриминации, мракобесия и средних веков. "Мода" - явление эфемерное..

На минутку: это уровень профессора истории...

Ну, допустим, геев посадили, сняли с постов, выгнали из Евросоюза, запретили все ЛГБТ-шествия, ассоциации, издания, закрыли сотни тысяч организаций и гей-клубов, вернули уголовную статью за "мужеложство", запретили браки, убрали из разных профессий всех открытых ЛГБТ-людей, отменили секс-просвет в школах, денонсировали десяток европейских базовых Хартий, запретили идеологию прав человека, заодно и вернули диагноз в документы ВОЗ.

Готов поверить картине страшного "Холокоста" и новых "преследований". Но хотелось бы услышать от Харари хоть одну причину для этой странной деградации европейской истории.

"Мода" - отвечает Харари. "Нет никаких гарантий", что реки не потекут вспять. И указывает на евреев: те в 20-30 годы тоже считали, что социализовались в Европе, - пока не случился Холокост.

Позвольте (скажете вы), но национал-социализм не был "модой", - у него были ясные социально-исторические корни (как и у тоталитаризма ХХ века вообще). Чтобы вернулся "Холокост" с практикой истребления социальных групп - нужно возвращение самой тоталитарной системы. В рамках либеральной демократии - все это в принципе невозможно.

Какая ещё системная дискриминация - в условиях полит-конкуренции, разделения властей, партийной борьбы, общей правовой базы, тысяч правозащитных организаций, сотен тысяч ЛГБТ-структур, законодательства ЕС, ЕСПЧ, огромного числа международных норм, - а главное, при наличии активного гражданского общества?

Какой ещё "рейх" с "холокостом" - на базе Европейского союза? Какая ещё дискриминация на базе европейской демократии? Как можно без насилия и массовых протестов (бунтов, социальных катастроф) загнать миллионы людей в состояние бесправия полувековой давности? Что за бред?

Ужасный "Netflix”, например, говорит Харари, разрабатывает "все более изощренные инструменты, позволяющие узнавать, что именно нравится каждому ТВ-клиенту". В погоне за рынком - что мешает "слежку" за клиентом превратить в полицейский инструмент? - вопрошает автор.

Так рынок - или репрессии? Погоня за гей-аудиторией - или "адреса-пароли-явки"? Вместе это невозможно по определению.

Толстой писал об Андрееве: "Он пугает, а мне не страшно".

Дело, собственно, не в споре с Харари (у которого нет никаких социально-исторических аргументов для спора). Человек манипулирует страхами "меньшинств", выдавая рост "правых настроений" за канун "погромов", депортаций и лишения статуса миллионов людей в Европе (с огромным опытом борьбы за собственное равенство).

Постмодернистский трёп - не более того. Но даже погоня за лаврами Оруэлла - должна быть хоть немного исторически-убедительной. Но ничего кроме слова "мода" и "нет гарантий" - мы от профессора не слышим.

Глядите на Россию и Иран, - говорит историк. Что мешает Европе вдруг стать Россией и Ираном в вопросе ЛГБТ-равенства? Ничего не мешает. А что мешает Евросоюзу стать коллективной Чечнёй и начать пытать, сажать и репрессировать миллионы геев? Ничего - абсолютно. "Мода" - туда, "мода" - сюда.. "Нет никаких гарантий"...

Нет, ребята, вы как хотите, а таких "историков" я читать не буду.

О проблемах "моды" - я лучше у стилиста Зверева почитаю. Или у Александра Васильева. А для исторических прогнозов - выберу кого-то посолиднее.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены