В связи с “сексуальным скандалом” вокруг домашнего видео футболиста Дзюбы, интересно наблюдать за реакцией публики, которая в этой истории намного важнее самого “скандала”.
Помнится, летом 2012 года случилась схожая история, когда “голые фото” принца Гарри с частной вечеринки попали в бульварную прессу. В тот момент он проходил военную службу в королевских вооружённых силах.
Сотни британцев (и не только), включая сослуживцев, запустили в Фейсбуке массовый флешмоб “Support Prince Harry”, поделившись похожим контентом – в знак моральной поддержки – и заодно протестуя против вторжения в частную жизнь.
Модный футуролог Юваль Харари пугает нас “цифровым тоталитаризмом” , в результате которого господство технологий должно привести к прозрачности частной жизни и отмене “privace”.
Вряд ли этому можно помешать. Записав интимное видео, чтобы отправить его девушке или парню, вы лишены гарантий, что оно не станет добычей хакера и не появится в сети.
Но вместо того, чтобы прятать свою жизнь от новых технологий (что просто невозможно), лучше подумать о том, что отношение к сексуальности стремительно меняется, – она становится во многом публичной и открытой. Сегодня границы интимного пространства – совсем не те, какими они были в прошлом веке.
Сейчас мало кого можно удивить снимком обнажённого артиста, спортсмена, даже политика (Пим Фортейн). Нагота культивируется и становится частью культурного мейнстрима.
Как это часто бывает, гей-сообщество движется в общем русле, расширяя границы возможного (формат гей-парада – очень показательная вещь).
Поэтому легко предположить, что растущая “прозрачность” частной жизни – будет сопровождаться упрощением отношения к наготе, как религиозному атрибуту “греховности”.
Правда, командный спорт – это особая область с агрессивным базисом в основе. Не случайно каминг-ауты спортсменов, футболистов или борцов – пока что исключение. В спорте и фанатской среде сексуальность ассоциируется с уязвимостью (вроде ударов по гениталиям), – но и это со временем будет меняться.
В видах спорта (гребле, плавании, прыжках в воду), где важна телесная эстетика, где много геев и существует культ прекрасного тела, там выраженная сексуальность – уже работает на ваш спортивный образ, а не разрушает его. (Традиционные “голые” календари гребцов или “откровенные” фотосессии Тома Дейли, Мэтью Митчема или Джонни Вейра – яркие примеры).
Конечно, мера открытости частной жизни, в конечном счете – это личный выбор. Можно избегать домашних видео, изолировать свою сексуальную жизнь от опасных технологий и рисков наблюдения.
Но во-первых, это утомительно, а главное, бессмысленно. Тысячи примеров публичной наготы (“слитой” в виде пиара или по неосторожности) меняют сам подход к предмету. Массовость явления его нормализует, – как, например, жанр “дикпиков” стал частью молодёжной культуры.
Как в том анекдоте о “неуловимом Джо”, за которым не было смысла гоняться. Сексуальность (разумеется) всегда будет предметом интереса, но со временем жанр потеряет вкус сенсационности.
Мы как раз на пути к этому. Запад продвинулся дальше, чем российское общество, но и оно (наконец-то) учится не “гы-гы-кать” от “слитого” видео Дзюбы, а скорее, защищать право парня жить нормальной мужской жизнью в век интернета.
Спасибо Лободе (и другим вступившимся) за точные слова о мнимом “скандале”.
Но пока, увы, Дзюбу кинуло спортивное начальство (тренер сборной Черчесов), пригрозив отстранить от игр. Сам он в шоке, закрыв аккаунты и оборвав связи с миром (что, конечно же, напрасно – при отсутствии вины).
Посмотрим, чем закончится в России “тест” на “домашнее порно”. Хотелось бы, конечно, как в Британии.
Но в “родных осинах” сложно ожидать массовой эмпатии. С солидарностью у нас огромная проблема.
! Орфография и стилистика автора сохранены